С юмором и вкусом
В этом году программа вузовских спектаклей фестиваля была необычайно богата. Свои музыкальные работы показывали ГИТИС, Гнесинка, Казанская и Петербургская консерватории. При этом музыкальные жанры, за которые бралась молодежь и их наставники – самые разные, включая сложнейшие, а репертуар – как хитовый, так и изысканный. Программа студенческих спектаклей подготовлена совместно с Ассоциацией музыкальных образовательных учреждений. Ассоциация в данный момент объединяет 52 музыкальных образовательных учреждения, среди которых все региональные консерватории, более 20 профессиональных образовательных организаций, а также детские музыкальные школы. В 2022 году в Ассоциацию вступила Белорусская государственная академия музыки. Таким образом, на данный момент Ассоциация – самое авторитетное объединение представителей музыкального педагогического сообщества. Заключительный аккорд студенческой программы поставила Оперная студия Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки, представив в Музее Москвы комическую оперу Антонио Сальери о муках творчества "Сначала музыка, потом слова". Фото автора Эта опера продолжительное время оставалась одной из немногих из творчества полузабытого композитора (чье имя благодаря Пушкину было скорее мемом, чем образом реального музыканта), что ставилась иногда на мировых сценах – до того, как возрождать творчество Сальери стало модно. Сегодня этим занимаются многие – от малоизвестных исполнителей до всемирно знаменитой Чечилии Бартоли. Но еще несколько десятилетий назад послушать музыку композитора, а уж тем более увидеть постановку по его опере было делом очень непростым. Комический фарс "Сначала музыка…" вернулся в мировую театральную практику в 1986-м (к 200-летию со дня своего рождения), в нашей стране его впервые поставил в 1992-м Борис Покровский в своем Камерном музыкальном театре в Москве. После этого "удобное" сочинение прижилось на многих сценах бывшего СССР – камерный оркестр, малый состав участников (квартет), отсутствие редких голосов в партитуре (например, не нужен тенор), небольшая продолжительность (около часа), игривое содержание: все это сделало фарс желанным не только в профессиональных театрах, но и в многочисленных студенческих коллективах. Последнее по времени обращение к нему состоялось в июле этого года в Камерном музыкальном театре "Санктъ-Петербургъ Опера" в версии Юрия Александрова. Теперь же свой вариант показал учебный театр из столицы Сибири. Входящую в огромный ангар бывших Провиантских складов (ныне – территория Музея Москвы) публику встречает импровизированное сценическое пространство, на котором – различный театральный реквизит (мебель, книги, ноты, музыкальный инструмент – клавесин) и пара манекенов, на которых надеты наряды 18 века. Невдалеке бродит пара уборщиков в синих халатах – как окажется, они тут неспроста, а являются участниками спектакля (Анастасия Хахалина и Станислав Балахчи так и поименованы в программке – "служители музея"). Таким образом, погружение в атмосферу действа начинается задолго до того, как прозвучат первые звуки. Фото автора Когда гаснет наконец свет, к публике выходит высокий импозантный мужчина, и не терпящим возражения тоном экскурсовода сообщает положенные сведения о Сальери и его детище. Ведь мы в музее и должны всецело окунуться в далекую эпоху классицизма, настроиться на правильное восприятие искусства двухсотлетней давности. В роли экскурсовода выступает постановщик спектакля Дмитрий Суслов. К удивлению собравшихся он объявляет Вену эпохи Моцарта и Сальери музыкальной столицей мира, а тщедушный по звучанию клавесин – королем инструментов и оркестра в целом, при этом не может вспомнить, из какого материала оный сконструирован: злополучный кипарис никак не приходит режиссеру на ум и ему даже приходится подглядывать в бумажку. Такой слегка дидактический и не слишком умелый конферанс, казалось бы, не предвещает ничего хорошего – наверно, и качество студенческой продукции соответствующее, думает иной скептик. Как оказалось, скептицизм преждевременен, а вербальное вступление – часть спектакля, своего рода обманка, которая, как и сам фарс Сальери, играет с публикой как кошка с мышкой, постоянно искушая и провокативно веселя… Первые звуки увертюры, вспыхивает театральный свет – у столика и клавесина наряду с манекенами оказываются замершие в скульптурно-рельефных позах артисты: тот самый квартет, что через несколько минут разыграет комедию. Оба кавалера – Поэт и Композитор – в одинаковых терракотовых камзолах 18 века: они и близнецы-братья в этой истории, и "рабочая сила", которая должна в срочном порядке (за четыре дня по либретто) выполнить заказ знатного вельможи – написать оперу. Дамы-примадонны – в роскошных платьях той же эпохи. Служители музея обмахивают и "протирают" замерших артистов, словно кукол, потом уносят (в буквальном смысле слова) всех за кулисы – остается лишь один Поэт, с пения которого и стартует собственно действо. Тема игры в музей еще не раз вернется в спектакль, добавляя забавную краску, усиливая игривое настроение и не вполне всамделишную ситуацию всего происходящего. Но это скорее антураж, удачный дополнительный ход, найденный режиссером. Основная же нагрузка – на вокально-актерских работах артистов. И тут перед создателями миниатюры надо снять шляпу – качество новосибирского студенческого спектакля оказывается очень высоким. Артисты пластичны и естественны, движутся и играют свободно, ненарочито, в их существовании на сцене чувствуются кураж и вдохновение: роли сделаны и поданы с легкостью. Прекрасно звучат свежие молодые голоса. Откровенной харизматикой веет от баритонов Ивана Ромашко (Композитор) и Данила Бедарёва (Поэт) – они лицедействуют с задором и удовольствием, и поют очень достойно, их приятно и интересно слушать. Впрочем, и сопрано Татьяна Шикалина (Элеонора) и Алиса Волоцкая (Тонина) артистичны и вокально убедительны в не меньшей степени. Между квартетом артистов-вокалистов складывается превосходный и музыкальный, и актерский ансамбль – комедия разыграна с искрой, увлекая публику в тонкости и нюансы закулисных перипетий. Фото автора Важный момент: реализуя "на полную катушку" комедийный потенциал пьесы, постановщики нигде не переходят границ хорошего вкуса – фарс не превращается в балаган, цирковое утрирование, нарочитое кривляние, как нередко, увы, случается в постановках этой игривой мини-оперы. Поют по-русски и надо заметить, что текст – очень высокого качества, соблюдающий как раз меру между шутливостью и уместной в опере своеобразной театральностью. К сожалению, в программке к спектаклю нигде не был указан автор русских слов, но качество пропеваемого – очень достойное, на уровне нашего прославленного либреттиста-драматурга музыкального театра Юрия Димитрина. Качественное музицирование спектаклю в целом обеспечил маэстро Юрий Ткаченко – под его управлением Студенческий симфонический оркестр им. И. И. Соллертинского звучал слаженно и бойко, стилистически корректно, а с вокалистами был достигнут хороший баланс и синхронность. Словом, студенческий проект из Новосибирска существенно украсил афишу всероссийского фестиваля, не уступив работам многих профессиональных трупп.