«Интеллектуальный шпионский триллер»: фильм «Заговор в Каире» вышел в прокат в России
Обновлено в 15:35
В российский прокат вышел претендент на «Оскар» «Заговор в Каире», получивший приз за лучший сценарий в Каннах. По жанру это политический триллер, режиссер — Тарик Салех. Главный герой — сын рыбака, получивший шанс учиться в престижном каирском университете. Там обучают имамов. Молодой человек внезапно становится пешкой в игре египетских спецслужб с религиозной элитой.
Картина выдвинута на «Оскар» от Швеции в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Шансы на приз крайне высоки, считают критики, называющие этот фильм очень глубоким, отвечающим на многие философские вопросы. Впечатлениями от просмотра делится кинокритик Лариса Малюкова:
Лариса Малюкова кинокритик «Шведский режиссер с египетскими корнями Тарик Салех умеет через оптику острожанрового кино исследовать состояние современного мира, в частности Египта, страны достаточно закрытой для нас, и погружаться в глубины интереснейшей человеческой психологии. Поэтому эта картина очень держит, я ее называю интеллектуальным шпионским триллером. Смотреть ее страшно увлекательно, надо быть очень внимательным, история запутанна и распутывается, как настоящий шпионский детектив, очень постепенно. При этом это политика, связанная с выборами имама, заговором внутри главного университета Египта — аль-Азхар, и судьба маленького человека, который оказывается втянут в эту цепь интриг. И службы безопасности, которые его втягивают. Персонажи абсолютно дуалистичные, это тоже интересно. И такой полковник Ибрагим, который его затягивает, знаменитый египетский актер Фарес Фарес, он играл у этого же режиссера в «Случае в отеле «Нил Хилтон». Мы обычно такого рода картины, если говорить о параллелях, смотрим европейские, и касается это католического мира. Тут идут выборы имама, а мы знаем, как выбираются папы, нам много раз показывали на экране. Здесь мусульманский мир. Режиссер, кстати, говорил об этом, что среди его источников вдохновения был роман Умберто Эко «Имя розы».
Это действительно достойное жанровое кино, заслуженно взявшее приз за сценарий в Каннах. Особенно интересно выстроена линия со спецслужбами, считает кинокритик, главный редактор журнала «Сеанс» Василий Степанов:
Василий Степанов кинокритик, главный редактор журнала «Сеанс» «Прекрасный актер Фарес Фарес, который у Тарика Салеха снимается не первый раз, по-моему, он ливанец по своему происхождению. Он играет полковника, которому нужно обтяпать дело с выбором нового великого имама, и справляется со своей задачей, показывая, что не такой уж и противный при этом человек, а просто у него работа такая. То, что называется триллер про спецслужбы, а с другой стороны, такое кино морального беспокойства, можно сказать, потому что много про этический выбор, который совершают все персонажи, по-моему, без исключения, в том числе и те самые спецслужбисты. Фильм не такой однобокий, наверное, поэтому его наградили за сценарий, потому что сценарий — интересная история, актуальная: про власть, про то, как это все работает не только, я думаю, в Египте, но и во многих других странах».
Съемки «Заговора в Каире» проходили в Турции. Снимать в Египте не представлялось возможным. После выпуска предыдущей работы Салеха «Случай в отеле «Нил Хилтон» режиссеру запретили въезд в страну. В фильме он показал высокий уровень коррупции в полиции и государстве, который привел к «арабской весне» 2011 года и свержению президента военными.