В России растут продажи DVD-дисков
С марта по сентябрь этого года у компании «М.Видео-Эльдорадо» более чем в два раза выросли продажи фильмов и музыки на DVD- и Blu-ray-дисках, пишет РБК. В Ozon изданию рассказали, что также фиксируют повышенный спрос на диски. Кроме того, на 40% вырос спрос на DVD-плееры.
Некоторые эксперты считают, рост продаж DVD связан с уходом из России западных стриминговых площадок, таких как Netflix. С этим мнением согласен IT-обозреватель «Российской газеты» Олег Капранов:
Олег Капранов IT-обозреватель «Российской газеты» «Люди хотят получить доступ к контенту. Привычного доступа к контенту сейчас нет. В кинотеатрах только сейчас что-то начало происходить — и то это наши фильмы. В отсутствие релизов в России главная проблема — это проблема выбора, потому что вместе с релизами шли рецензии, репортажи с премьер, рекламные активности. Люди потом могли пойти на торренты, но они все понимали, что искать. Сейчас люди не понимают, что искать, потому что в лучшем случае они что-то читали в интернете — где-то в Лондоне случилась премьера нового фильма. Если это не новый фильм о Джеймсе Бонде, то все остальное — это белый шум, в котором невозможно разобраться. А когда ты покупаешь в интернет-магазине диск с фильмом, по крайней мере за тебя этот выбор сделали, если его продают, то, наверное, стоит обратить внимание. Это все упрощает. Да, существуют торренты, но торренты — это сложно. Есть люди, которые умели этим всегда пользоваться, но их не очень много. Это не то же самое, когда включаешь Netflix и смотришь кино. В отсутствие маркетинговой поддержки, чтобы фильм выложили на торрент, надо, чтобы на него был спрос. Я проверял на днях: на прошлой неделе вышел новый сезон сериала «Корона» на Netflix, прошла неделя — на торрентах его нет. Казалось бы, это раскрученный бренд, этот сезон ждали, но его нет, потому что никто об этом не пишет, особо рецензий нет. Поэтому люди возвращаются к тому, что работало раньше, — диски, DVD, Blu-ray. Это хотя бы что-то».
Другие участники рынка, опрошенные Business FM, считают, что уход стриминговых компаний не стал проблемой, поскольку большую часть новинок все же можно найти на пиратских ресурсах, спрос на которые тоже вырос в этом году. По итогам лета в «Яндексе» сообщали об удалении более 9 млн ссылок на пиратский контент, что на 42% больше, чем за лето 2021 года.
Комментирует аналитик агентства MForum Алексей Бойко:
Алексей Бойко аналитик агентства MForum«Такой тренд действительно начал формироваться. А вот с объяснением все гораздо сложнее. То, что я слышал, относилось к районам Приморского края и вообще удаленным районам, где в небольших населенных пунктах зачастую нет интернета. Это объясняет то, что люди приобретают на дисках продукцию. И ее смотрят дома, не завися от наличия у них интернета. Почему это может происходить в более крупных населенных пунктах, не очень ясно, потому что торренты никто не отменял и никто не отменял пиратские стриминговые порталы. Напротив, на них ассортимент никак не поменялся с момента ухода западных брендов с российского рынка. Что касается торрента, то вопрос качества не стоит никоим образом, потому что там в любом качестве скачать можно, это несложно. Здесь, видимо, другие причины. Может быть, кто-то хочет сохранить тот или иной фильм в своей коллекции, потому что известен такой феномен, что со временем, через десятки лет, в интернете может оказаться сложно найти произведения. Но это трудно связать с массовостью продаж. Когда это коллекционеры — понятно, но зачем это делалось массово — не очень ясно».
Совсем другой версии роста спроса на DVD в России придерживается ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин:
Эльдар Муртазин ведущий аналитик Mobile Research Group «История простая, связанная в том числе и с винилом, наверное. Винил тоже надо добавить сюда, потому что продажи виниловых пластинок выросли за этот год примерно в четыре раза. И это, конечно же, никак не связано с кризисом, это не связано с тем, что неожиданно люди сказали: цифру мы не будем слушать, мы будем слушать винил, смотреть DVD. Причина намного проще: люди устали от цифрового мира. Люди устали от того, что, приходя домой или даже находясь где-то в дороге, могут просто включить кнопку стриминга и получить фильм. Это удобно, это комфортно, безусловно. Но вокруг этого нет никакого сакрального действа. Вы нажимаете кнопку в телефоне, на телевизоре — неважно где, и получается то, что хотите. Пример винила хорошо демонстрирует, что это некая традиция, наверное. Это собирательство, безусловно. Человек коллекционирует пластинки, человек их собирает, ищет. И на сегодняшний день именно винил толкает продажи других физических носителей, в частности DVD. Что покупают на DVD? Если посмотреть, во-первых, там маленькая база, мы не говорим про миллионы DVD-дисков, это очень небольшая прослойка в крупных городах. То есть эта мода на то, что вы коллекционируете то, что вам интересно, например концерты с хорошей записью звука DTS 5.1. У вас есть, например, музыкальный центр, который подключен к телевизору, шесть колоночек, но при этом в стриминговых сервисах качество звучания заметно хуже, вы не можете получить этот 5+1 звук. Я, наверное, тоже отношусь к таким людям, потому что за последний год я купил порядка десяти DVD, это не очень много, но это концерты с хорошей звуковой дорожкой. В теории вы можете в интернете найти в хорошем качестве оцифрованные DVD, с этим нет проблемы, но тут вопрос упирается в то, что нужно приложить усилия».
В 2010-х годах DVD, а затем и более технологичные Blu-ray-диски, которые могут вместить больше информации, были самыми популярными носителями, на которых распространялись фильмы и музыка, а дисковод был обязательным атрибутом любого компьютера или ноутбука. Но с появлением современных стриминговых сервисов, которые позволяют смотреть кино и слушать музыку онлайн, их популярность стремительно сократилась. И сейчас далеко не все ноутбуки и персональные компьютеры оснащаются дисководом.