Вопреки цвету. Современные чёрно-белые фильмы, которые вас удивят
Вместе с омскими режиссёрами разбираемся, почему отсутствие красок в фильмах до сих пор актуально. А ещё знакомимся с огненным топом ч/б фильмов последних лет. 10 ноября отмечался День просмотра чёрно-белого фильма. Первый полнометражный цветной фильм увидел свет ещё в 1935 году. Но даже 87 лет спустя режиссёры продолжают снимать чёрно-белые картины! Что это - протест против буйства красок современных блокбастеров, демонстрация того, что чувства и эмоции могут быть ярче красок настолько, что их можно и вовсе убрать? Об этом мы спросили молодых омских режиссёров. - Когда режисс ё р отказывается от цвета, он одновременно и усложняет , и упрощает себе задачу. Грубо говоря, в чёрно-белом кино из инструментов выразительности у тебя остаётся только свет, тень и актёрская игра. Это позволяет ярче выражать контрасты, не распылять внимание зрителя на лишние детали (или их цвет). Самое ценное, что даёт ч/б зрителю - это возможность дорисовать у себя в голове. Раскрасить мир кино, как захочешь. Иногда ч/б наоборот вызывает больше тревоги и страха, что тоже играет на руку режиссёру, если это хоррор. И всё же чаще мы видим использование ч/б как инструмента стилизации под время, в котором разворачиваются события фильма, чем просто инструмент выразительности. На мой взгляд , ч/б - это усилитель вкуса контекста. Но не каждый контекст нуждается в этом усилении. И если раньше это было единственным цветовым решением снять фильм, сегодня - это изысканное самоограничение, работающее на благо сюжета. Нужно быть смелым, чтобы взяться за фильм в ч/б , - считает режиссёр Андрей Горячкин. - На мой взгляд, творцы обращаются к чёрно-белой картинке, чтобы привлечь внимание к большой образности и сдвинуть акцент в пользу композиционных решений. Например, известный фотограф Родни Смит, которого называют гением композиции, большинство фоторабот снимал в ч/б. Также в некоторых случаях это позволяет сделать больший акцент на истории или придать определ ё нный шарм, атмосферу времени, - рассказывает режиссёр Дмитрий Квашнин. Также в рамках рубрики #КиноЗдесь мы подготовили подборку современных чёрно-белых фильмов. Лишённый красок, каждый из представленных фильмов очарователен по-своему. В подборке - параноидальный камерный триллер с Робертом Паттинсоном и Уиллемом Дефо, нежная инди-драма с Хоакином Фениксом о чутком детском мире, атмосферный байопик о Викторе Цое и гимн пацифизму в эстетическом творении Франсуа Озона. Скриншот из фильма "Маяк", 2019 год, производство A24, Maiden Voyage Pictures и Parts and Labor, режиссёр Роберт Эггерс Режиссёр: Роберт Эггерс Рейтинг на "КиноПоиске": 7.1 Время: 109 минут О фильме. На безлюдный остров, затерянный в море Новой Англии, прибывает молодой человек Эфраим Уинслоу (Роберт Паттинсон). Ему предстоит поработать помощником чопорного престарелого смотрителя маяка Томаса Уэйка (Уиллем Дефо). Подобно большинству современных чёрно-белых фильмов, "Маяк" Эггерса - прежде всего артхаусное кино. Изолированное пространство, ошибки прошлого, конфликт интересов - герои вступают друг с другом в яростное противостояние. Ни зрителям, ни главным героям непросто будет отделить безумные игры разума, болезненные видения и фантазии от реальности. - Знаю, что в случае с фильмом "Маяк" использование чёрно-белой картинки, как и соотношение сторон 4:3, работают на задумку авторов создать атмосферу фильмов начала XX века. Это усиливает дискомфорт и нагнетание, заставляя при этом рассматривать изображение, - делится мнением режиссёр Дмитрий Квашнин. Что интересного. В лучших традициях Говарда Лавкрафта и Эдгара По режиссёр Роберт Эггерс создаёт фантастическую болезненную вселенную, которая поглощает главных героев "Маяка". За счёт чего этот фильм очаровывает? Прежде всего за счёт камерности происходящего, чёрно-белых, нуарных локаций, подчёркнутой театральности диалогов. Красавчика Паттинсона трудно узнать в новом драматическом образе простого работяги, ну а Уиллем Дефо как всегда чертовски привлекателен в своём привычном зловещем амплуа. В конце концов, это фильм, для которого оба актёра отрастили шикарную растительность на лице, а Дефо даже научился вязать и ради одной из сцен не моргал две минуты. Кому не понравится. Тем, кого пугают конфликты изолированного пространства, наподобие фильма "Как я провел этим летом" . Скриншот из фильма "Лето", 2018 год, производство Hype Film и KinoVista, режиссёр Кирилл Серебренников Режиссёр: Кирилл Серебренников Рейтинг на "КиноПоиске": 7.2 Время: 128 минут. О фильме. Чёрно-белый Ленинград, прекрасное советское лето, яркие и эпатажные выходки рок-андеграундной тусовки 1980-х годов. А ещё давно забытый саундтрек Майка Науменко в очень удачной перепевке солиста "Зверей" Ромы Зверя. "Лето" - это байопик о раннем творчестве Виктора Цоя и его взаимоотношениях с семьёй музыканта Майка Науменко (группа "Зоопарк"). Что интересного. Фильм критики встретили неоднозначно, ругая Серебренникова за вольное обращение с фактами и смещение акцентов. Однако лента всё равно очень атмосферно и органично погружает зрителя в авангард рок-движения Ленинграда 1980-х. Виктор Цой тут, можно сказать, второстепенный персонаж после Майка Науменко, роль которого замечательно исполнил тот же Рома Зверь. Кому не понравится. Тем, кто досконально разбирается в биографии Виктора Цоя, его окружения и не потерпит режиссёрских вольностей. Скриншот из фильма "Камон Камон" , 2021 год, производство A24 и Be Funny When You Can, режиссёр Майк Миллс Режиссёр: Майк Миллс Рейтинг на "КиноПоиске": 7.6 Время: 109 минут О фильме. Каким ты представляешь будущее? Что пугает тебя? Что ты запомнишь навсегда, а что забудется? Что такое счастье? Эти и многие другие вопросы путешествующий по Америке радиожурналист (Хоакин Феникс) задаёт самым разным детям для своего подкаста, и их ответы трогают до глубины души. В путешествии к нему присоединяется маленький племянник. Необыкновенный мальчик чутко воспринимает жизнь и восторженно относится к окружающему миру. Это наполняет жизнь самого мужчины новыми смыслами. - В случае с "Камон камон", как мне кажется, это также попытка сконцентрироваться на глубинных образах, чувствах и эмоциях. А также, возможно, желание осознанно погрузить зрителя в атмосферу фильмов прошлого столетия. Если хотите, даже с целью отдать дань кинематографу XX века. Дань времени. Как, скажем, в одной из новелл во "Французском вестнике" Уэса Андерсона, - считает Дмитрий Квашнин. Что интересного. Нежная чёрно-белая инди-драма с Хоакином Фениксом затрагивает множество важнейших тем: от поиска смысла жизни, самоопределения, семейных ценностей до искусства и любви. Столкновение мировоззрения взрослых с чутким детским миром, полным грёз и надежд, трогает за живое. Фильм оставляет светлое и доброе послевкусие, после него хочется жить и творить. Чтобы прочувствовать атмосферу, обязательно посмотрите трейлер ниже, его можно воспринимать как отдельное произведение искусства! Кому не понравится. Тем, кто не любит копаться в вечных вопросах, а за фильмом предпочитает отдохнуть и расслабиться с чем-то поверхностным и лёгким. Скриншот из фильма "Франц", 2016 год, производство Canal+ [fr], Centre National de la Cinématographie (CNC) и Ciné, режиссёр Франсуа Озон Режиссёр: Франсуа Озон Рейтинг на "КиноПоиске": 7.2 Время: 113 минут. О фильме. В тихое семейное счастье молодой влюблённой пары из Германии вмешивается Первая Мировая война. 23-летний Франц погибает в битве. Его невеста Анна на могиле Франца однажды застаёт незнакомца. Им оказывается некий француз Адриен, солдат вражеской армии, и он переворачивает жизнь девушки. Внезапная влюблённость сменяется страхом и опасением, поскольку, похоже, Адриен скрывает страшную тайну, связанную с гибелью Франца. Что интересного. Чёрно-белое решение в эстетическом творении Франсуа Озона ("8 женщин", "Капли дождя на раскалённых скалах") позволяет очень глубоко и качественно прочувствовать эмоции героев. На фоне их страданий и переживаний блекнут краски всего остального мира. Каждый план напитывает зрителя красотой, эстетикой и молодостью. Лейтмотивом всей ленты становится пацифизм. Война разрушает всё и вся на своём пути, и "Франц" демонстрирует последствия этих разрушений на примере жизни простых людей. Кому не понравится. Тем, кто не любит неторопливое повествование в кино, где от зрителя требуется внимание к каждому кадру.