Кривая эволюции каждого меломана рано или поздно приводит его к джазу
Объективно уровень джазовой культуры во Владивостоке можно оценить как очень высокий. В нашем городе есть как джазмены, так и довольно большая прослойка джазфэнов – это люди, которые действительно интересуются джазом, а если ты интересуешься джазом во Владивостоке, тебе всегда есть кого послушать, куда сходить и с кем пообщаться.
Кривая эволюции каждого меломана рано или поздно приводит его к джазу. Большинство меломанов к 45–50 годам переходят на джаз и классическую музыку. С увеличением общего возраста участников нашего клуба закономерно растет и увлеченность джазом, джазовой музыкой, джазовыми пластинками и всем, что с этим связано.
Джазовые вечера в клубе делятся на два больших класса. Это живые концерты, куда мы приглашаем джазовых музыкантов, пытаемся на их примере разобрать вопросы музыкальной теории, то есть учимся считать такты, пытаемся понять, что такое, к примеру, свинг, синкопа, импровизация – основные джазовые понятия. И люди с образованием показывают на своем примере, как это звучит, в чем конкретно заключается суть вопроса.
Второй большой пласт встреч – совместное прослушивание музыкальных консервов, то есть пластинок джазовых записей. Это гораздо более распространенный вариант. В таком формате мы встречаемся достаточно часто, то есть прослушиваем конкретные пластинки конкретных исполнителей, пытаемся проследить и биографию музыкантов, и историю записей вплоть до истории оформления обложки пластинки. Хотелось бы, конечно, увеличить число живых встреч.
… о первом знакомстве с джазом
Родители, когда мне было семь лет, отдали в мое персональное пользование радиолу «Серенада». Так у меня появились свои личные пластинки, свой личный ламповый радиоприемник, который я по вечерам мог слушать. Тогда я не понимал, что это играет, а просто делил музыку на хорошую и плохую, но навсегда запомнил чарующие звуки аналогового органа Хэммонда, который как раз в 60–70 гг. был фирменным признаком стиля спейс-эйдж («космический век»), соул-джаза и кул-джаза.
До сих пор пластинки Джонни Ходжеса совместно с Уайлдом Биллом Дэвисом или пластинки с записями органной музыки Мигеля Рамоса, ну и, конечно, великих джазовых органистов 60-х гг. волнуют мою душу, хотя прошло уже почти полвека. Первые детские впечатления казались самыми сильными, поэтому до сих пор люблю вышеперечисленные стили – кул-джаз, соул-джаз и спейс-эйдж.
Начав слушать, как сейчас понимаю, образцов мирового джаза, я навсегда остался приверженцем нью-йоркского джаза 60-х гг. Теперь собираю эти пластинки, изучаю, пытаюсь донести знания до членов клуба на наших собраниях.
Тогда же я выбрал эту музыку, скорее, по зову сердца, начав со стилей, которые очень хорошо ложатся на ухо, где есть свои мелодика и эстетика. Сегодня продолжаю считать, что нью-йоркская джазовая сцена 60-х гг. – это высшее достижение джазовой музыки.
… о Ките Джарретте и победившей рок-музыке
Когда я стал студентом, отец моего одногруппника, услышав, что я меломан, диджей, ведущий дискотек и вообще человек, помешанный на музыке, просто выдал мне пластинку Кита Джарретта Survivors’ Suite и сказал: «Алексей, послушай, и ты поймешь, откуда растет вся твоя любимая музыка, весь твой прогрессивный рок и хард-рок».
Это случилось 35 лет назад, и, можно сказать, тогда мои глаза открылись. Я понял, что, действительно, с точки зрения развития популярной музыки XX века джаз во многом ее определил, показал пути, способы исполнения. И беда заключается в том, что не джаз, а рок-н-ролл, рок- и поп-музыка стали популярными. А джаз ушел куда-то в «подполье», превратился в музыку, можно сказать, для интеллектуалов.
Значение джаза для развития музыки огромное, и я об этом пытаюсь всегда и везде говорить: ребята, The Beatles – это хорошо, но вы послушайте, какая музыка была популярна в тех же Соединенных Штатах до прихода начала битломании. И ставлю вот эти свои джазовые пластинки.
… о музыке «для полных»
1930-е гг. – это время гонений на джаз в Советском Союзе. Все началось со знаменитой статьи Максима Горького, которая называлась «Джаз – музыка толстых». Можно найти ее в Интернете и почитать.
Тогда джаз был гоним, но, как это всегда бывает у нас в стране, линия партии колеблется подобно синусоиде от категорического неприятия джаза в 1930-х гг. до 1938 г., когда в Москве был организован первый государственный джазовый оркестр под управлением дирижера и композитора Виктора Кнушевицкого. Он так и назывался – «Государственный джаз-оркестр СССР». Конечно, то, что играли музыканты, джазом назвать было трудно, потому что главная составляющая любого джазового произведения – это свинг, синкопа и импровизация, а в репертуар первого концерта советского оркестра входила, например, широко известная «Катюша».
… о субкультуре и музыке для интеллигентов
Субкультура стиля относится к 60-м гг. К сожалению, я слишком молод, так как родился в 1960 г. и стиляг не застал. В мое время процветала субкультура хиппи – длинные волосы, расклешенные джинсы, цветастые рубашки. С ними боролись. Но никакого отношения к джазовой музыке эти люди не имели, потому что общепризнанный «водораздел», поделивший XX век на два больших периода, джазовый и рок-н-рольный, – это 1962 г., когда появились The Beatles.
С появлением «битлов» фокус интереса публики сместился в сторону популярной музыки, рок-н-рола, мерси-бита и всех этих ответвлений танцевальной музыки. Джаз внезапно обрел статус какой-то более элитарной, более серьезной музыки. Каковым он, в принципе, остается и сейчас.
Слушать джаз, особенно его серьезные жанры и поджанры – экспериментальный джаз, фри-джаз, импровизационный джаз, – это большая работа. Нужно обладать хотя бы элементарными знаниями музыкальной теории, начальным пониманием сольфеджио, уметь считать такты, чтобы понимать, о чем это все, что же действительно хотел сказать автор.
… о джазе в мультфильмах
Популярные джазовые композиции, особенно в обработке эстрадных оркестров, – в подкорке у каждого родившегося в СССР. Это и прогноз погоды по центральному телевидению, и так называемые телезарисовки, даже музыка к тем же советским мультфильмам. Первое знакомство с джазом у советского человека происходило посредством просмотра телевизионных программ и мультфильмов.
Особенно в этом плане выделяется мультфильм «Ну, погоди!», в котором звучит огромное количество популярных джазовых стандартов, начиная с «Каравана» Дюка Эллингтона и заканчивая «Водными лыжами» венгерского композитора Тамаша Деака.
… о научном подходе
В работе нашего клуба мы используем научный подход: для каждого музыкального произведения определяем четыре основные отправные точки: время, место, субъект и объект. Смотрим, когда была создана композиция, где она была написана, в каких условиях, кто автор, кто участвовал в записи, кто звукорежиссер, потому что это тоже очень важно.
Соответственно, объективный признак – это в каком стиле записана та или иная композиция.
Знания четырех отправных точек помогают расширять кругозор. Мы смотрим, что было записано в этой стране в это же самое время этими же музыкантами в этом же самом стиле. Подобный анализ позволяет в том числе находить скрытые шедевры, знакомиться с новыми музыкантами и новыми музыкальными произведениями.
… о смысле клуба
В мире около 200 стран. В каждой стране своя музыкальная культура, и даже всей жизни не хватит, чтобы хотя бы поверхностно ознакомиться со всем тем богатством музыки, которая существует на планете Земля. Но выделить что-то действительно важное – это нам вполне по силам. В этом и заключается смысл существования нашего клуба – выделять, показывать лучшее. А джаз – это одно из основных направлений нашего интереса.