«Сократ» Эрика Сати в ДК Рассвет (25 ноября 2022)

25 ноября независимый театральный проект Montecchi VS Opera представит в ДК Рассвет премьеру симфонической драмы Эрика Сати «Сократ» по диалогам Платона. Режиссер-постановщик – Елизавета Корнеева (ставившая, в частности, оперу «Капулетти и Монтекки» Беллини в Красноярске и оперу «Vita Nuova (Новая жизнь)» Владимира Мартынова в Уфе, показанную затем в Москве). Музыкальный руководитель – Даяна Гофман. Хореограф – Екатерина Стегний. Начало в 19.00.

В постановке «Сократа» к получасовому музыкальному полотну Эрика Сати будут добавлены диалоги Платона, прочитанные на разных языках, а также элементы хореографии и перфоманса. Главные партии исполнят Мария Деева (сопрано, Музыкальный театр имени Наталии Сац), Мария Бойко (меццо-сопрано, Немецкая опера на Рейне), Юлия Юнаш (сопрано, Музыкальный театр имени Наталии Сац). Как и на премьере в 1918, «Сократ» прозвучит под аккомпанемент фортепиано в редакции автора. За роялем в роли Сати – Иван Марков. Уникальное сочинение по диалогам Платона было написано Эриком Сати в годы Первой мировой (1916-1918) по заказу одной из крупнейших меценаток Парижа княгини Эдмон де Полиньяк. Замысел и конструкция будущего произведения сложилась у Сати еще в ноябре 1916 – январе 1917, во время работы над эффектным и скандальным балетом «Парад», написанным для антрепризы Сергея Дягилева. Эрик САТИ: «Представьте, я занимаюсь „Жизнью Сократа“. Очень боюсь промахнуться с этим произведением, которое я хотел бы сделать белым и чистым, как Античность… И все же, какое это прекрасное дело: писать с такой совершенно особенной идеей, доселе невиданной и неслыханной… Все впервые, все внове… – и опереться не на что, и подражать некому. И даже немного страшно делать… каждый шаг». (Письмо Валентине Гросс от 6 января 1917) Чтобы соответствовать своим представлениям о «белой античности», Сати выбрал точный, эмоционально бесцветный перевод диалогов Платона, сделанный Виктором Кузеном. Сочинение написано для ансамбля деревянных духовых, валторны, трубы, арфы, струнных и голоса (партии всех четырех мужских персонажей исполняют женские голоса). В «Сократе» отсутствует «драма» в привычном понимании этого слова, вместо нее – кантата и церковный распев, спокойные рассуждения и размеренное повествование. «Статический ритм, медленный пульс и структура остинато дополняются волнообразной, похожей на речь вокальной линией. Гармонии основаны на открытых интервалах, прежде всего на чистых квартах, а оркестровка поддерживает монохроматический эффект. Как метко заметил Пуленк, “Сократ”, “чистый как бегущая вода”, отметил “начало горизонтальной музыки, которая наследовала вертикальной музыке”». (Из книги М. Дэвис «Эрик Сати». – М.: Ад Маргинем Пресс, 2017) Многие музыковеды и историки музыки называют симфоническую драму «Сократ» беспрецедентным произведением, которое на добрый десяток лет опередило свое время и фактически открыло новый стиль в музыке, названный позднее неоклассицизмом. Независимый театральный проект Montecchi VS Opera появился в 2019 в результате объединения выпускников ГИТИСа и Московской консерватории. Постепенно к команде присоединились молодые солисты Мариинского театра, Новой оперы, Театра имени Н. И. Сац, Центра оперного пения Галины Вишневской и оперного театра Дюссельдорфа. Первым заметным событием в истории Montecchi VS Opera стала российская премьера оперы Винченцо Беллини «Капулетти и Монтекки» (28 февраля 2020, Московский международный Дом музыки).

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях ВКонтакте Телеграм

Запись «Сократ» Эрика Сати в ДК Рассвет (25 ноября 2022) впервые появилась Музыкальное обозрение.