"Общее музыкальное образование повышает интеллектуальное воспитание общества". Интервью с профессором Московской консерватории
О том, для кого играть в наши дни и почему все зациклены на "Капризах" Паганини. В Омске продолжаются мастер-классы для учеников школ искусств. Опытом с молодыми исполнителями поделилась скрипачка, профессор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, солистка Московской филармонии, преподаватель Центральной музыкальной школы при МГК Елена Чверток. Корреспондент "Омск Здесь" пообщалась с преподавателем по классу скрипки и узнала, что нужно сделать, чтобы стать профессионалом скрипичного дела. - Как вы начинали свой музыкальный путь? Почему выбрали именно скрипку и кто повлиял на этот выбор? - Можно сказать, совершенно случайно. Я родилась в небольшом посёлке в Белоруссии. И когда мне исполнилось 8 лет, у нас открыли детскую музыкальную школу. Молодые педагоги пришли набирать детей в общеобразовательную школу, стали проверять слух. Мне всегда нравилась музыка, нравилось петь, очень хотелось играть на фортепиано. Слух был хороший, но на фортепиано было много желающих, и педагоги начали меня уговаривать пойти на скрипку - инструмент не самый популярный. И мама мне тоже сказала: "Алёнушка, ну что ж, фортепиано так дорого стоит, скрипка гораздо дешевле. Поступай на скрипку". Вот так и получилось, что я начала учиться играть на скрипке. Вот так возникла любовь. Правда, оказалось, что скрипка совсем не дешевле, чем фортепиано. - Вы сказали, что в то время не особо знали скрипку. Сегодня скрипичная школа в России более развита? Можно ли её сравнивать с иностранными школами и насколько "котируются" наши скрипачи на мировой музыкальной арене? - Русская скрипичная школа, вернее, даже советская скрипичная школа - безусловно, была. Но очень много наших педагогов рассредоточены по всему миру, поэтому теперь говорить о русской школе сложнее. Понятие существует, но, поскольку интеграционные процессы по всему миру не стоят на месте, думаю, что сейчас правильнее было бы говорить об универсальной школе. Мне кажется, "русская школа" - это исторический факт. Мы, конечно же, стараемся сохранять традиции, следуем им, но мы не замкнуты на себе - скрипка играет по всему миру, и, к счастью, везде полно наших замечательных музыкантов и педагогов. - А в чём традиции именно русской скрипичной школы? - Это привитие хорошего вкуса, качественного звучания, какой-то духовной содержательности, традиционных ценностей. Это очень важный момент, ведь музыка несёт и воспитательную функцию тоже. Она очень украшает нашу жизнь, она воспитывает душу. В наши дни - это важно. - Тяжело ли учить современную молодёжь? Если сравнивать с 1990-ми, когда вы только начинали свою педагогическую деятельность, изменились ли дети и меняете ли вы подход к обучению? - Молодёжь изменилась, конечно. Но дети, которые увлекаются именно классической музыкой, ещё есть, хотя их не так уж и много. Опять же, это наша воспитательная функция: и преподавателей, и государства. Должна быть какая-то ориентированность, общая линия. Вот у меня недавно состоялся разговор с учеником: рассуждаем, насколько важно играть профессионально, совершенно, красиво, качественно содержательно. А он вдруг говорит: "А кому сейчас играть? Такие люди вокруг…". Нужно понимать, если ты сможешь сделать одного-двух человек лучше в этом мире, наверное, это уже будет неплохо. Мы пытаемся сами существовать и воспитывать наших детей именно в таких профессиональных и духовных высоких критериях. - Не боитесь конкуренции, которую, выучившись, смогут составить вам ваши же ученики? - Нет, я этого не боюсь. Поколение уходит, а если ученик лучше нас, то этому можно только порадоваться. Каждому найдётся место в этом мире. Если будет появляться больше хороших профессионалов в мире музыки - что же в этом плохого?! - А есть у нас проблемы в сфере образования скрипачей? Недавно говорили с вашим коллегой, профессором Гнесинки, Андреем Горбачёвым. Он говорил о важности общего музыкального образования. Какова ваша точка зрения на этот счёт? - Это очень хорошая идея. Общее музыкальное образование во многих странах есть. Мне мой супруг рассказывал, что в Америке преподавателям музыки доплачивают из бюджета, чуть ли не от ФБР. Поскольку общее музыкальное образование снижает преступность. Если бы люди чуть больше разбирались в музыке - это было бы очень здорово: культурный портрет соотечественника был бы иной, развитие человека совершенно другое. - Кроме духовных ценностей, что ещё развивает скрипка в ребёнке? - Много чего: моторику, когнитивные функции, ведь это очень сложный координационный процесс. Вообще, всех детей полезно отдавать в музыкальную школу - это развивает оба полушария мозга. В этом плюсы помимо эстетики внешней, причём я допускаю мысли, что не все люди воспринимают скрипку: кому-то нравится, кому-то нет - мы все разные, пожалуйста, выберите другой инструмент. В любом случае вы выберете творчество и развитие. - Поговорили о плюсах игры на скрипке, теперь давайте о минусах. Может быть, на здоровье влияет отрицательно игра на скрипке? - Это как физкультура и спорт: физкультура приносит здоровье, а спорт очень часто здоровье отнимает. Когда дети занимаются на скрипке профессионально, они нуждаются в коррекционной физкультуре, для того чтобы минимизировать воздействие. Ведь когда человек стоит часами с инструментом, даже при условии крепкого здоровья, он нуждается в физических упражнениях - для снятия мышечных нагрузок. Любой вид деятельности имеет такие стороны, которые приходится компенсировать. Дети, которые приходят играть на скрипке, нуждаются в гармоничном физическом развитии, нашему телу это абсолютно необходимо. А если "только скрипка, скрипка, скрипка", то, конечно, даже этим прекрасным музыкальным инструментом себя можно угробить. - То есть идея о том, что если заниматься музыкой, не поднимая головы, то можно добиться высот - это миф? - Только заниматься - этого явно недостаточно. Конечно, на каком-то этапе ты занимаешься и достигаешь исполнительского совершенства, но ведь игра на музыкальном инструменте - это не только координационно-физическая составляющая, это ещё и интеллектуальная работа. Надо много чего знать, много в чём разбираться: общее развитие имеет большое значение. Нужно много читать, видеть, знать. Ещё Нейгауз об этом говорил, что музыкант - это целый мир. Очень часто бывает, что современные вундеркинды часто заканчиваются в зрелом возрасте, потому что элементарно не хватает интеллекта для дальнейшего развития. По-всякому бывает - К чему стремятся все скрипачи, невзирая на возраст и профессионализм, есть какой-то уровень? Например, ты сумел сыграть какое-то произведение и стал самым главным виртуозом-скрипачом мира? - Двойное к этому может быть отношение. Для многих скрипачей "Капризы" Паганини являются такой привлекательной целью. "Капризы" Паганини сегодня играют многие (пауза) плохо, а вот сыграть хорошо произведение - это уже совершенно другое измерение. "Капризы" являются таким маячком профессионального владения инструментом, может быть, так, хотя таких произведений много. - То есть не нужно гнаться за культовыми произведениями? - На разных этапах по-разному. Когда ты молод, тебе хочется, как в спорте: быстрее, выше, сильнее и так далее. Опять же, в каком качестве это будет? Все мы разные. Хотя для игры на скрипке имеет значение быстрее (смеётся) . - Поговорим о мастер-классах, которые проходят в Омске в эти дни, в чём изюминка таких встреч? - Это как для всех людей - общение является основной отправной точкой. Профессиональное общение обогащает, придаёт вдохновение, даёт толчок, потому что вариться в собственном соку бывает очень трудно для всех, в любой специальности. Я думаю, что во время мастер-классов у людей было и приподнятое настроение, и какие-то впечатления, и поток профессиональной информации. - А для вас скрипка - это же, наверное, не просто инструмент, это же что-то большее? - Это образ жизни. Как в любой творческой профессии - это жизнь, она постоянная. Положил скрипку, всё, забыл о ней - нет, это так не работает, все творческие люди так живут. Наша профессия такова. Фото: Илья Петров