Войти в почту

Режиссёр Александр Митта: «На улице Удальцова была моя первая собственная квартира»

Режиссёра Александра Митту знают благодаря его фильмам. Это «Экипаж», «Звонят, откройте дверь», «Гори, гори, моя звезда», «Москва, любовь моя», «Сказка странствий» и другие. Во многих картинах Александр Наумович выступал ещё и как сценарист, и как актёр. Но мало кому известно, что настоящая «взрослая» жизнь у него началась именно на западе Москвы.

Режиссёр Александр Митта: «На улице Удальцова была моя первая собственная квартира»
© На Западе Москвы

ПРУД, ГДЕ КУПАЛАСЬ ВЛАДИ

– Александр Наумович, в районе Проспект Вернадского есть дома кинематографистов, построенные специально для работников «Мосфильма». Знаю, что в одном из них жили вы.

– Да, на Удальцова, 16. В 35 лет у меня появилась первая собственная квартира – это было кооперативное жильё. У нас с моей женой, которая всегда была невероятно гостеприимным человеком, постоянно собирались замечательные компании, вся молодая театральная Москва.

Тот самый дом на Удальцова, 16, где в гостях у семьи Митты бывали Высоцкий, Влади и «все театралы Москвы». Фото: Кирилл Журавок

– Ваша бывшая соседка, актриса Светлана Немоляева, вспоминала в интервью нашей газете, что в пруду между улицами Удальцова и Кравченко купаться она опасалась, пока не увидела там Марину Влади – когда жена Владимира Высоцкого приезжала с ним к вам в гости. Запад Москвы нравился даже французской кинозвезде?

– Марине Влади нравились наши окрестности. Места ведь и вправду красивейшие. Высоцкий в нашей компании появился году в 66-м. Он довольно часто оставался у нас ночевать, поскольку находилось наше жилище как раз посередине его пути от Театра на Таганке к их с Мариной Влади квартире в Матвеевском, добираться до которой было долго и неудобно. Шесть лет он у нас дома праздники встречал: от Нового года до дня рождения. Тогда ведь рестораны были «тошниловками для командировочных». Мы дружили и с Высоцким, и с Мариной. Она, помню, как-то грустно сказала: «Ваше счастье, что вы не знаете, до какой же степени вы бедны».

ПЕРВЫЙ ФИЛЬМ-КАТАСТРОФА

– В Раменках, на «Мосфильме», Александр Митта снял многие прекрасные картины. Но одна из них всё же выделяется, стоит особняком. Вы – первый советский режиссёр, создавший триллер, фильм-катастрофу «Экипаж».

– Сюжет катастрофы на самом деле строится на основе реальной атмосферы, достоверной, убедительной. А у нас ситуация была сказочная. Но это никого не волновало и не интересовало, кроме меня.

Удальцовские пруды – рядом с домами кинематографистов. Фото: Кирилл Журавок

– В прошлый раз вы мне рассказывали, что изначально хотели снять «историю о том, как неудачники в реальной жизни, когда попадают в сказку, образуют такую команду героев и на ковре-самолёте спасают от дракона людей. Но власти очень не хотели таких формулировок».

– Власти хотели фильм о подвиге советских лётчиков. При этом фильм всё равно остался сказкой. Сказочность его была в том, что самолёт попадал в абсолютно сказочный мир.

Между съёмками мы пригласили посмотреть рабочий материал министра гражданской авиации СССР Бориса Павловича Бугаева. Министерство очень помогало «Мосфильму» на съёмках «Экипажа» – дали самолёт, по бартеру делали заказы для нас. И тут Бугаев видит, что самолёт садится на аэродром прямо вплотную к гигантской совершенно скале. Он изумлённо: «Что это такое у вас?» А дальше – больше. Нефть катится с неба. Но откуда она на небе?! Попав на нормальное поле, она должна бы успокоиться, но нет – всё сильнее и сильнее гонит самолёт. Министр был человек умный. Он поворачивается к директору «Мосфильма» и говорит: «Это что у вас, сказка, что ли?» Тогда все закричали: да, да, это сказка, сказка. И с этого момента уже легализовали жанр этой ленты как сказку.

Но когда «Экипаж» вышел на экраны, чиновники всё равно говорили, что это подвиг советского человека. Также говорили о героизме актёров. Но всё происходящее в картине только выглядит как опасные съёмки, а на самом деле – нет, риска никакого для артистов не было. Хотя там действительно была абсолютно героическая работа – но съёмочной группы, которая со всего Советского Союза собирала обломки самолётов. Ездили в Сибирь, где сгорел самолёт, хвост отрезали. Нам позволял «Аэрофлот» снимать на кладбищах самолётов. Мы зажигали там списанные лайнеры. Одно было в Алма-Ате, второе – в Домодедове, где мы много снимали. Там у нас своя, уже настоящая катастрофа произошла. Мы залили керосином самолёт для того, чтобы взорвать на съёмках, а он взорвался перед этим за 6 часов. И пришлось тушить пожар…

КАК В СЕМЬЕ

– Вами на «Мосфильме» снят ещё и великолепный, один из немногих в СССР русско-японских фильмов, «Москва, любовь моя». Какие, кстати, у вас остались впечатления от работы с японцами, о съёмках в Японии?

– Ой, они невероятные профессионалы и очень дружелюбные люди. Для них работа – это действительно как жизнь в семье: они полностью подчиняются интересам команды, интересам работы. Их центром была Комаки Курихара, великая театральная артистка и балерина, поэтому всё вертелось около неё. В Японии мы достаточно много проводили времени, когда снимали фильм. Эта страна мне очень нравится. Японцы – маньяки своих деловых и семейных связей, они живут, я бы так сказал, в глубоко понимаемых необходимостях человеческого долга. Для них выполнить свой долг перед семьёй – это их счастье. Не обязанность, а предназначение человека. Другая ментальность совершенно. А возвращаясь к фильмам, я ведь ещё одну картину с японцами снял – «Шаг», как русские врачи спасли японцев от эпидемии полиомиелита. В Японии эту картину смотрели все абсолютно, и она заработала в прокате очень большие деньги, они эти средства отправили для лечения каких-то болезней в России потом. А у нас к этой картине отнеслись с полным равнодушием – тогда рушилась советская власть, было не до того.

С супругой Лилией Майоровой. Он снимает фильмы, она придумывает книги. Лилия Моисеевна – книжный график. Фото: commons.wikimedia.org

– Кто участвовал в этой мосфильмовской ленте?

– Комаки опять там играет – маму ребёнка. Лёня Филатов, Олег Павлович Табаков – там хороший ансамбль актёров.

– А встречаются в ваших фильмах актёры, которых вы брали без проб?

– Я большинство брал без проб. Пробы – это тяжёлый и очень чреватый ошибками процесс. А когда ты знаешь актёра заранее – видел его в театре, в кино, примерно представляешь его потенциал и знаешь, чего он ещё не делал, – тогда возникает что-то интересное.

ТАЛАНТЫ И НОВОЕ КИНО

– Александр Наумович, какую свою картину, снятую на «Мосфильме», вы считаете наиболее зрелой, которая вам самому как зрителю очень нравится?

– Я ко всем своим фильмам отношусь как к живым организмам, я бы даже больше сказал, как к детям отношение – «воспитать бы получше», т. е. что-то надо бы переделать. А так, чтобы я ставил памятник какой-то картине, такого отношения у меня нет к своим работам.

– Какого вы мнения о современном российском кино в сравнении с советским кинематографом? Есть ли таланты, как считаете?

– В советское время был огромный, грандиозный «Мосфильм», была целая индустрия у нас. А сейчас индустрия современного кино только в стадии возрождения. Сейчас новое поколение молодёжи начинает создавать новое кино. А таланты… Талантов у нас очень много.

ОТКУДА ПСЕВДОНИМ?

Настоящая фамилия Александра Митты – Рабинович. Он родился 28 марта 1933 года в Москве в семье Наума Яковлевича Рабиновича и Ливши Израилевны Каплан. Псевдоним Митта взял в 50-х годах, когда работал графиком-карикатуристом в журналах «Огонёк», «Крокодил». По словам кинематографиста, это «малоизвестная старинная еврейская фамилия»: «Давным-давно, когда евреи ещё были в пустыне, гробов не было: хоронили людей, обмотав их в плотную промасленную ткань. И несли на двух палках, между которыми были натянуты кожаные ремни. Вот это устройство и называлось «митта». Такой была фамилия одного из родственников со стороны матери. Детство режиссёра не было безоблачным – его мать репрессировали в 1937 году, когда Саше было всего 4 года, поэтому он её совсем не помнит.

В КАДРЕ – ЗАПАД СТОЛИЦЫ

«Точка, точка, запятая…»

Кабинет физики в бывшей школе № 98, где снимали фильм. Фото: Киноконцерн «Мосфильм»

Съёмки этого фильма (1972 г.) проходили в школе № 2101 (бывшая 98-я) на Малой Филёвской улице. Натурные сцены снимались в окрестностях Филёвского парка.

Фильм завоевал серебряный приз в конкурсе детских фильмов на VIII Московском международном кинофестивале, главную премию на IV Параде детских фильмов в Белграде, приз Международного кинофестиваля детских фильмов в Салерно и другие награды.

Вот такими были Мазиловский пруд и его окрестности полвека назад. Фото: Киноконцерн «Мосфильм»

Для Сергея Данченко, исполнителя главной роли – троечника-восьмиклассника Лёши Жильцова, который становится совсем другим человеком, когда в класс приходит новенькая, Женя Каретникова (Ольга Рыжникова), фильм «Точка, точка, запятая…» стал и кинодебютом и одновременно последним опытом в кинематографе.

«Москва, любовь моя»

Герои фильма влюблённые Юрико и Володя на станции «Ленинские горы» (ныне – «Воробьёвы горы»). Фото: Киноконцерн «Мосфильм»

Кинокартина режиссёров Александра Митты и Кэндзи Ёсиды, снятая в 1974 г., – история любви больной лейкемией японской танцовщицы и русского скульптора. Это фильм – признание в любви красавице-Москве. В кино до этого редко когда можно было увидеть станцию метро «Ленинские горы» (ныне «Воробьёвы горы»), расположенную на границе района Раменки. Там по сюжету встречаются влюблённые Юрико и Володя. Эти кадры сегодня – настоящий экскурс в историю московского метро. «Считаю, что художественные фильмы, подобные картине «Москва, любовь моя», способствуют пиару нашей столицы, говоря современным языком, – говорит Александр Митта. – Выбирая места для съёмок, я думал о том, как показать столицу наиболее эффектно. Главные архитектурные достопримечательности, зелёные проспекты. И конечно, Воробьёвы горы. Было бы здорово открыть кинотеатр, куда бы гости приходили и смотрели фильмы о Белокаменной. Дух Москвы, парки и воздух Москвы, история Москвы – всё это есть в многочисленных кинолентах. Многие режиссёры влюблены в наш город. Я лично снял о нём шесть фильмов!»