Ввоз и ныне там
За последние восемь месяцев десятки, если не сотни крупных западных компаний ушли из России. Они поставляли на российский рынок модную одежду, электронику, автомобили, продукты питания и многое другое. Потребителям приходится менять устоявшиеся привычки и искать альтернативу любимым маркам. «Курская правда» пообщалась с экспертами и выяснила, как рынок адаптировался к изменениям. Экспорт увеличится – В новых условиях внешнеторговый оборот российских регионов, и Курской области в частности, конечно же, меняется, – говорит президент Торгово-промышленной палаты Курской области Алексей Белодуров. – На это влияют санкции, ограничения на поставку продукции и одновременно легализация параллельного импорта и принципиально новые правила, подходы и логистические цепочки. Если в прошлом году внешнеторговый оборот рос на фоне низких показателей коронавирусного 2020-го, то 2022-й и вовсе изменил расстановку сил. Несмотря на кардинальные перемены, наблюдается положительная динамика. По данным Центрального таможенного управления, внешнеторговый оборот Курской области за первое полугодие 2022 года составил почти 774 млн долларов США. Экспорт в общем объёме занимает примерно две трети и вырос на 2% по сравнению с прошлым годом, импорт, соответственно, треть и вырос на 12%. Несмотря на все ограничения, курские предприятия и организации торгуют с 90 странами мира. На смену выбывшим партнёрам приходят новые. С введением санкций стало меньше экспортироваться товаров во Францию, Великобританию, Германию, Италию, Вьетнам, Словакию. Практически прекратилась торговля с Украиной. При этом экспорт увеличился в Польшу, Венгрию, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан, Азербайджан, Казахстан, Нидерланды. – По линии ТПП Курской области мы располагаем достоверной статистикой о выдаче сертификатов по определению страны происхождения товаров – они требуются для ввоза на определённую территорию. Мы можем оценить географию товарооборота, – объясняет Алексей Белодуров. – Так за 9 месяцев этого года было выдано более 2600 сертификатов в страны СНГ – Молдову, Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, и страны дальнего зарубежья. Это Монголия, Ирак, Чили, Перу, Судан, Дания, Бельгия, Тунис, Израиль, Турция, Польша, Иран, Швейцария и другие. Появились у нас и новые рынки сбыта – Эфиопия, Йемен, Объединённые Арабские Эмираты, Чили, Доминиканская Республика. Безработица продавцам не грозит – Уход иностранных компаний не оказал негативного влияния на региональный рынок труда, – сообщила председатель комитета по труду и занятости населения Курской области Елена Кулагина. – С момента введения санкций в региональную службу занятости поступили сведения от 10 работодателей из числа иностранных компаний – сеть ресторанов быстрого питания, магазины одежды, косметики и парфюмерии – о введении режимов ограниченной деятельности. Несмотря на то, что организации находились в режиме простоя, им удалось сохранить занятость сотрудников и выплачивать заработную плату. На сегодняшний день 6 работодателей вернулись к работе в штатном режиме, работники четырёх организаций продолжают находиться в простое с сохранением заработной платы. В последнее время намечается тенденция возвращения иностранных компаний, в частности, под новым именами. Так, возможно, в нашем регионе возобновят работу магазины одежды ООО «Эйч Энд Эм Хеннес Энд Мауриц» и ООО «Зара СНГ». Новые названия популярных брендов сейчас в стадии согласования. Первоначально сообщалось, что один из вариантов переименования Zara – New Fashion. Но, по последним данным, владельцы решили, что обновлённые названия брендов должны вызывать ассоциации со старыми, хорошо знакомыми. Поэтому сейчас рассматривается вопрос о переименовании магазинов и продукции Bershka в Br, а Zara, соответственно, в Z. Похожий сценарий использовали другие fashion-бренды – Reserved и Cropp, которые сменили названия на Re и Cr после возвращения на российский рынок. На рынке труда изменения особенно не отразились, остаться на улице сотрудникам бутиков, считают эксперты, не грозит. – В базе вакансий региональной службы занятости зарегистрировано порядка 17 тысяч свободных рабочих мест, – констатирует Елена Кулагина. – В территориальные органы службы занятости населения сотрудники иностранных организаций, уволенные по причине ликвидации, сокращения численности или штата работников, не обращались. В Курской области имеется 426 вакантных должностей по профессии «продавец». Кино: «два в одном» В кинотеатрах после ухода Голливуда изобретают свои способы выживания. Как мы уже писали, летом и осенью курянам предлагают опцию «два в одном» или так называемое «бесплатное предсеансовое обслуживание». Перед показом отечественного фильма зрителям включают копию голливудского блокбастера. Схема напоминает советскую торговлю «с нагрузкой». Зрители сообщают, что голливудские фильмы крутят в хорошем качестве и с официальным дублированием. По одной из версий, кинозалы пользуются копиями, отправленными для Казахстана и других стран СНГ. Правда, на вторую, российскую, часть сеанса редко кто остаётся. А целиком поход в кино по такой схеме может занять четыре часа. Насколько эта схема легальна, большой вопрос. Пожалуй, мы видим ту самую схему «параллельного импорта», о которой в последние месяцы так много говорится. Тем временем на фоне ухода из нашей страны голливудских киногигантов (недавно «Дисней» окончательно закрыл российское представительство) кинокомпания Sony Pictures (в её состав входят легендарные «Columbia Pictures», «TriStar Pictures» и «Metro-Goldwyn-Mayer») нашла способ сохранить бизнес в России. Юрлицо российского бизнеса Sony Pictures в начале октября сменило название на «Контент-клуб». Компанию основал экс-глава Sony Pictures Productions and Releasing Антон Сиренко. Сфера деятельности компании указана как «работа над распространением кинофильмов, видеофильмов и телепрограмм». Пока речь идёт только о создании отечественных фильмов. Перспективы выпуска голливудской продукции в российский прокат туманны. Однако профессионалы отрасли оценивают случившееся как очень позитивный знак: один из крупнейших игроков рынка заявляет о том, что возвращается на рынок. В России Sony Pictures участвовала в создании фильмов Федора Бондарчука «Сталинград», «Притяжение» и «Вторжение», а также двух частей мюзикла «Лёд». В ТЕМУ Смотрите, кто вернулся! Многие компании фактически всё же остаются в России – передают бизнес менеджменту, меняют название. Эксперты говорят: не исключено, что значительная часть ретейлеров одежды, обуви, аксессуаров и спортивных товаров возобновит работу в стране в течение следующего года. Товары для дома Французская компания Leroy Merlin («Леруа Мерлен») продолжает деятельность в России – магазины открыты, но цены на некоторые стройматериалы повышены. Сеть гипермаркетов OBI открыла свои магазины 29 апреля. Ранее российское подразделение немецкой компании перешло в управление российского собственника. Компания Lego приостановила поставки новых игрушек в России. При этом магазины на территории страны продолжают работу. Компания Stockmann не намерена покидать российский рынок. Еда и товары гигиены Сеть гипермаркетов Metro также не намерена уходить из страны. Coca-Cola приостановила инвестиции в маркетинговые проекты России. При этом на территории страны деятельность осуществляет ООО «Кока-Кола Эйч Би Си Евразия». Также работают 10 заводов. Сеть ресторанов KFC продолжает деятельность в России, так как большая часть работает по франшизе. Сама компания управляет лишь 70 точками. Американская сеть фастфуд-ресторанов Burger King продолжает работать в России. Компания PepsiCo сообщила, что не намерена приостанавливать производство и продажу чипсов Lay’s, Doritos, Cheetos и «Хрустим» для российских потребителей. На территории РФ работают два российских завода. Финская компания Valio, выпускающая молочные продукты, передала российские активы предприятию «Велком». Компания Nestle прекратила инвестиции в проведение рекламных кампаний в России. Но заводы на территории страны продолжают работать. Компания Procter& Gamble прекратила инвестировать рекламные проекты, при этом товары первой необходимости остаются на рынке. Компания Henkel прекратила инвестировать в российское подразделение и приостановила рекламу в государственных СМИ. Продукты компании остаются на рынке. Вероника ТУТЕНКО