Николай Бурляев: «Культурный фронт России» поможет проектам, до которых не доходят руки государства

Патриотически ориентированных деятелей искусства объединит «Культурный фронт России» — новое общественное движение, в которое войдут выдающиеся артисты, писатели, художники, музыканты. 21 ноября 2022 года в Госдуме пройдет учредительное заседание движения. Один из инициаторов его создания, первый зампред Комитета Госдумы по развитию гражданского общества народный артист России Николай Бурляев рассказал «Парламентской газете» о готовящемся кодексе чести деятелей культуры и возрождении худсоветов.

Николай Бурляев: «Культурный фронт России» поможет проектам, до которых не доходят руки государства
© Парламентская газета

- Николай Петрович, кто войдет в состав «Культурного фронта России» и каковы основные задачи движения?

- Мы рассчитываем, что движение станет общероссийским, его отделения должны появиться во всех регионах страны. Уже на старте работы в центральный штаб «Культурного фронта» выразили согласие войти около сорока человек, имена которых известны всей стране. Это Валерий Гергиев, Андрей Кончаловский, Юрий Башмет, Петр Толстой, Карен Шахназаров, Алексей Рыбников, Эдуард Артемьев, Александр Михайлов, Андрей Мерзликин и другие. В работе движения мы пригласили участвовать председателей творческих союзов.

Цель — консолидация позитивных сил деятелей культуры, поскольку таких сил в стране гораздо больше, чем считаных единиц тех, кто уехал и предал Родину. Надеюсь, что будет фонд «Культурного фронта России», который поддержит проекты, до которых не доходят руки у наших чиновников. Сегодня прекрасно работают президентские фонды, есть программы поддержки у Минкультуры, но этого не всегда достаточно, чтобы реализовать все задуманное, все то позитивное, что способно объединить людей.

- За счет чего будет оказываться такая поддержка?

- Мы сейчас думаем об источниках пополнения нашего фонда, но я уверен, что в стране есть люди, готовые поддержать значимые патриотические проекты. Но жить, как сейчас, в состоянии недосмотра за традиционными духовно-нравственными направлениями нашей культуры дальше нельзя. Речь, подчеркну, идет обо всех видах искусства — кино, театре, музыке, литературе, живописи и других.

- Ранее вы анонсировали подготовку кодекса чести деятеля культуры России. Что это за документ и на кого он будет распространяться?

- Кодекс уже написан, он совсем небольшой, всего полторы страницы, но в нем зафиксированы основные положения об ответственности деятелей культуры перед страной и обществом. Например, там записано, что произведение искусства не должно снижать моральные устои людей, симпатии которых никогда не должны быть на стороне зла или греха, преступления и недостойного поведения. Еще одно положение: утверждению в творчестве подлежит положительный, здоровый образ жизни, с непременной негативной оценкой отрицательного образа жизни. Противоправные, безнравственные действия персонажей произведений не должны вызывать сочувствие к преступнику, выступающему против закона, правосудия и принятых в обществе норм морали, а также вызывать желания зрителей, слушателей, читателей повторять такие преступления.

«Культурный фронт России» рассмотрит и, надеюсь, примет этот кодекс, который станет мерилом и ориентиром для деятелей искусства. В этом, кстати, мы не пионеры. В 30-е годы прошлого века в Голливуде был принят Кодекс Хейса, в котором американские продюсеры выразили свое отношение ко всем главным составляющим бытия — к семье, к стране, к роду, к религии, к любви и даже к излишне затяжным поцелуям на экране.

- Могут ли в какой-либо форме быть возрождены худсоветы?

- Идею создать общественные советов в кино, на телевидении, в театре, в СМИ я продвигаю давно и последовательно, сейчас прорабатываю законопроект на эту тему. О конкретных формах говорить пока рано, но могу точно сказать, что в такие советы, помимо деятелей культуры, должны войти педагоги, медики, сотрудники правоохранительных органов, представители Минобороны, духовенства. Каждый из них обладает собственной экспертизой и сможет описать последствия создания тех или иных произведений искусства.

Уверен, что оценивать проекты, на которые предлагается выделить государственное финансирование, должны профессионалы своего дела, а не блогеры, которые сегодня входят в общественный совет при Минкультуры. Интересно, отслеживают ли руководители ведомств, кого они берут в эксперты? Почему там нет тех, кто по-настоящему талантлив и патриотичен сердцем?

- А молодые люди в «Культурном фронте» есть?

- Мы пригласили к участию студентов Московской консерватории имени Чайковского, Академии живописи, ваяния и зодчества имени Ильи Глазунова, Академии Сергея Андрияки, студентов ВГИКа. Со временем состав будет расширяться.

- Еще одна тема, которой, пожалуй, мог бы заняться «Культурный фронт» — это формирование творческих бригад для выступления перед участниками спецоперации.

- Конечно, это одна из наших задач. Сейчас в зону СВО ездят отдельные актеры и музыканты, но это все же их подвижничество. Нужно поставить эту работу на государственную основу, создавать агитбригады, которые будут поднимать боевой дух наших бойцов, как в это было в Великую Отечественную войну. Обязательно займемся этой темой.