Войти в почту

Ситуация с медоборудованием изменилась даже в лучшую сторону: главврач Филатовской больницы о новых скоропомощных комплексах

Валерий Вечорко, главный врач московской 15-й больницы, дал интервью Business FM. С ним беседовал главный редактор радиостанции Илья Копелевич.

Ситуация с медоборудованием изменилась даже в лучшую сторону: главврач Филатовской больницы о новых скоропомощных комплексах
© BFM.RU

У нас в гостях Валерий Вечорко, главный врач московской 15-й больницы имени О. М. Филатова. Мы с вами познакомились в эпоху ковида. Сейчас другая эпоха, ковид не ушел, но перестал нас пугать и мучить так, как мучил раньше, поэтому сейчас о другом. Я в вашем телеграм-канале посмотрел фотографии свежие, «Команда первых» называется, но дело не в названии, дело в том, чем эти люди должны заниматься. Это новая страница в московском здравоохранении — открытие в Москве шести стационарных комплексов скорой помощи. Это не станции скорой помощи, естественно, а новые, большие и современные комплексы, которые будут в шести крупных московских больницах, в том числе у вас. Поэтому вы вначале немножко расскажите, что это, для кого, с какими экстренными состояниями.

Валерий Вечорко:

Все пациенты, которые будут поступать по каналу скорой медицинской помощи, будут доставляться в скоропомощной комплекс. Это не только инсульты, инфаркты, это травмы, желудочно-кишечные кровотечения, то есть все, что на адресе забирает скорая и принимает решение, что необходимо госпитализировать в стационарные условия, это все будет поступать в скоропомощные комплексы. То есть это модернизированные приемные отделения фактически? Когда открылись сосудистые центры, очень изменились цифры по благополучным исходам и даже возвращению здоровья благодаря тому, что своевременно и быстро оказывалась помощь при инфарктах и инсультах. Здесь появление этих комплексов от каких болезней должно помочь людям?

Валерий Вечорко:

Понятно, что помимо инсультов и инфарктов у нас очень много ургентной патологии, с которой поступают пациенты. И мы с вами прекрасно понимаем, даже не надо быть доктором, что чем быстрее мы окажем медицинскую помощь, правильно выставим диагноз, сориентируемся и сделаем коронарографию, стентирование, еще что-то, тем лучше будет для пациента. Летальность точно должна снизиться, да, это объективно, очевидно и вопросов нет. На это и будет работать этот комплекс, потому что на первый этаж одновременно могут заехать четыре бригады скорой помощи. Вдумайтесь, общая площадь этого здания 15,5 тысячи квадратных метров, четыре этажа вверх, один вниз, и на территории комплекса девять операционных. Были собраны лучшие практики мира, и сотрудники, которые работают в приемном отделении, участвовали в правильности постановки, маршрутизации, логистики, вообще всего в этих скоропомощных стационарах. Люди, которые непосредственно ежедневно практикуют, занимаются с пациентами в приемном отделении, участвовали в постановке правильности логистики, планировки и так далее в этих скоропомощных стационарах. Прямо на первом этаже находятся противошоковая, две операционные, прямо на первом этаже находится компьютерный томограф, рентгеновская установка. Но это еще не все: дело в том, что для того чтобы сократить время, наш доктор, который будет работать в этом комплексе, от момента забора пациента на адресе, пока скорая будет двигаться в нашу сторону, будет знать об этом пациенте практически все: анамнез жизни будет видеть, анамнез болезни, когда болел, когда находился в стационаре, с какой болезнью, что у него. И много такой информации реально существует в электронном виде?

Валерий Вечорко:

В Москве это есть. Все-таки люди не так давно начали что-то туда заносить, подключаться к ЕМИАС, Единой электронной карте, далеко не все, это зависит от людей. То есть это реально уже накопившаяся хорошая база?

Валерий Вечорко:

Я вам могу сказать, что это рабочая цифровая база на сегодня, куда будет замкнута амбулаторно-поликлиническая, стационарная сеть, станция скорой помощи, центр экстренной медицинской помощи и так далее. И когда будет скорая двигаться, мы будем видеть, через какое время, с каким предварительным диагнозом поступает пациент в этот скоропомощной комплекс. И здесь уже ждет бригада, которая будет состоять из врачей, которые необходимы этому пациенту. И когда он поступает, тут же сразу будет оцениваться его состояние. То есть в работе этого скоропомощного комплекса продумано практически все. Пациента забрали, везем, привезли — мы понимаем, что делать. И на сегодня разрабатывается в том числе единый медицинский алгоритм по оказанию помощи, допустим, с острым холециститом, с острым панкреатитом, какие специалисты участвуют в оказании помощи этому пациенту. Эти шесть стационарных комплексов будут оснащены единым стандартом, у всех у них будет тяжелая техника, компьютерные томографы, МРТ, ангиографы, ультразвук. Но мы с вами понимаем прекрасно, что оборудование — это хорошо, но важно, кто будет работать. Да, с чего мы и начали. Что со специалистами?

Валерий Вечорко:

Во-первых, те сотрудники, которые работают сейчас в приемном отделении, тоже будут иметь возможность работать в этом комплексе. Второе — я бы отметил работу кадрового центра Департамента здравоохранения города Москвы, который был сравнительно недавно организован, но работы у него уже столько за плечами, очень много. Там и симуляционное оборудование, по-моему, 31 симуляционная система, более тысячи симуляторов всевозможных, тестирований и так далее. Я вам могу сказать, что любой наш сотрудник, который изъявит желание оценить свои знания, может прийти и все это сделать. Наши сотрудники уже во многом прошли эти процедуры оценочные, то есть мы уже понимаем, кто примерно у нас будет работать, потому что это ни много ни мало порядка 680 сотрудников, в том числе врачи, медицинские сестры, социальные работники. Коммерческая медицина не переманивает таких людей, которых вам бы хотелось взять?

Валерий Вечорко:

Я меньше всего переживаю, что кто-то уйдет в коммерческую медицину. Государство сейчас хорошие зарплаты платит?

Валерий Вечорко:

Да. Это и зарплаты хорошие, и оборудование хорошее, и возможности хорошие. И многие доктора, кто приходит на собеседование, в основном говорят, что здесь есть возможность развиваться, есть возможность работать на новейшем оборудовании. Мне кажется, не каждая коммерческая структура может похвастаться тем спектром оборудования, которое есть в наличии, по крайней мере, в 15-й городской клинической больнице. Известно, что медицинское оборудование, техника, лекарства не находятся под санкциями, но тем не менее, как известно, контейнеры не едут, суда не плывут из Европы и так далее. Как-то это сказалось? Требуются разные расходные материалы: лабораторные, технические и для оказания помощи медицинской. Ситуация как-то изменилась?

Валерий Вечорко:

Изменилась, не побоюсь этого слова, в лучшую сторону. У нас за последнее время очень много появилось оборудования: компьютерный томограф, МРТ, и очень много мониторов, аппаратов ИВЛ. Это и аппараты экспертного класса, они тоже у нас есть, это эндоскопическое оборудование: и бронхоскопы, и эхоскопы, и гастроскопы, и стойки. Заведующий нашим эндоскопическим отделением Константин Львович Глебов всегда говорит: Валерий Иванович, что-то у нас как-то в хорошую сторону все меняется. Это я не от себя придумал, это как есть. Второе, необходимо сказать и про расходные материалы, но мы не испытываем какого-то дефицита, это эндоваскулярные расходные материалы, это кардиохирургия, это сосудистая хирургия. Но здесь необходимо отметить, что мы живем на запасах, поэтому проблем нет. Ну и здесь, если не сказать о нашем отечественном оборудовании, то это будет не совсем верно. Какое сейчас оборудование в основном используется? Европейское?

Валерий Вечорко:

В основном, да. Опять же, на словах никто не закрывал эти поставки. Про запасы я понял, что люди вы запасливые. И вообще, наверное, во время ковида большие инвестиции делались, так уж совпало, что мы на какое-то время обеспечены тяжелой техникой. Текущие поставки от Philips, Siemens все так же обслуживаются?

Валерий Вечорко:

Да, совершенно верно. Но мы знаем, что сейчас все дистанционно, потому что эти аппараты подсоединены к облаку, диагностика производится, деталь высылается.

Валерий Вечорко:

Все так и работает. Это очень приятно слышать, потому что это декларировалось, но всегда есть подозрение, что на практике может быть не совсем так происходит. Ну хорошо, раз так. Скажите, с учетом обстановки, которая есть, какое-то российское оборудование появилось за это время, которое тоже можно было бы рассматривать и применять наравне с тем, к чему мы и вы привыкли?

Валерий Вечорко:

Рентгеновские установки, флюорографы, маммографы, которые делаются в нашей стране, по-моему, в Санкт-Петербурге, я могу сказать со слов своих специалистов, что это довольно-таки достойные машины. Давайте вернемся к вашему новому экстренному центру. Одна из жизненных проблем, с которой люди часто сталкиваются, особенно родственники, заключается в том, что, если человек попадает в беду, оказывается в реанимации, его близкие остаются за дверью. А как будет строиться в этих центрах коммуникация родственников?

Валерий Вечорко:

Этот вопрос остро стоял еще с начала ковида. Тогда у нас был организован кол-центр, и это очень много проблем решило. Не все, но очень много. Он и сейчас работает у нас. Помимо круглосуточного кол-центра, который будет работать, в том числе в скоропомощном комплексе, про который мы сейчас говорим, будет очень много дополнительных инструментов для того, чтобы родственники получили интересующую информацию. Но они еще хотели бы находиться рядом.

Валерий Вечорко:

На первом этаже будут телемедицинские установки, благодаря которым родственники смогут при возможности связаться, в том числе в формате видео, если состояние пациента будет это позволять, — это первое. Второе — на первом этаже у нас будут находиться социальные работники, которые точно так же будут доносить информацию. И всевозможные навигационные системы будут работать, где любой сопровождающий может получить информацию о своем родственнике. Известно, что в ковид понадобилось больше врачей, чем в системе на тот момент работало. Ну, это была экстренная ситуация, и очень большие деньги были в том числе направлены на то, чтобы привлечь людей. Некоторые люди, медики в прошлом, которые поменяли профессию, возвращались, студенты активно вовлекались. Вообще сейчас в системе, на ваш взгляд, у нас достаточно врачей? Не только по образованию, но и реально работающих?

Валерий Вечорко:

Давайте начнем с нашей больницы. Если мы возьмем период ковида, наверное, врачей было недостаточно. И когда у нас была волна, насколько мы помним, количество пациентов увеличилось, количество коек увеличилось, ну и соответственно количество медицинского персонала тоже должно было увеличиваться. Когда у нас шел спад, понятно, что количество персонала необходимо было уменьшать. И я хочу сказать, что немало врачей, среднего медицинского персонала приезжало из близлежащих областей, и мы их принимали. У них были временные трудовые договоры, они прекрасно понимали, зачем они едут, к чему они едут. И мы же тоже с вами прекрасно понимаем, что инфекционистов нет столько, чтобы они занимались лечением, то есть приходилось проводить обучающие курсы для врачей-кардиологов, неврологов, хирургов в том числе, если это было необходимо для того, чтобы мобилизовать на борьбу с пандемией. Но это была временная история. Специалисты, у которых уровень знаний выше среднего, нам интересны в любом случае, потому что качество оказания медицинской помощи на должном уровне — это одна из приоритетных задач любого медицинского учреждения. Сейчас 15-я больница многопрофильная. Мы работаем сейчас уже в нашем обычном режиме, и на сегодняшний день у нас дефицита кадров нет. В заключение я хочу спросить. Я знаю, что в 2023 году эти шесть скоропомощных стационарных центров в Москве заработают в шести крупнейших больницах. Когда именно все это произойдет, когда люди смогут получить вот эту помощь на другом уровне?

Валерий Вечорко:

Два скоропомощных комплекса вводятся в эксплуатацию уже в начале следующего года, еще четыре — в течение года. Мы вам пожелаем, чтобы следующий год дал вам больше счастливых для врачей моментов.

Валерий Вечорко:

Спасибо. А я бы хотел пожелать, чтобы люди меньше болели.