Больше, чем месть
Это третий фильм ирландца Лоркана Финнегана, который запомнился нам больше всего по «Вивариуму». На этот раз он закрутил интригу с жестким социальным подтекстом и массой мистических ребусов-загадок. Причем на главные роли пригласил невероятно харизматичных Еву Грин («Казино Рояль», «Дом странных детей Мисс Перегрин») и Марка Стронга («Круэлла», «Kingsman: Секретная служба», «1917»). «Больше, чем просто проклятие» - так звучит слоган фильма. Почему? Вы узнаете в финале, до которого еще добраться нужно по хитрым лестницам сюжета. Героиня Евы Грин Кристин - д изайнер модной одежды, причем детской. Она вполне благополучно проживает вместе с мужем Феликсом и дочкой Робертой в богатом лондонском особняке. И основной повод для ссор с мужем - вопрос о том, кто заберет Роберту из школы, в которой, кстати, девочку обижают и третируют. Закрутка сюжета - Кристин надевает новые красные туфли, приносящие ей удачу и готовится к своему главному показу. Но во время подготовки она получает телефонный звонок о страшной трагедии и видит в зале отвратительную собаку, увешанную страшными клещами... С этого триггерного момента Кристин заболевает странной болезнью, теряет память, спит в кислородной маске, а зритель становится свидетелем увлекательной и страшной игры в тайну. Не будем спойлерить, скажем только, что история закручивается, когда в лондонском доме Кристин как черт из табакерки вдруг появляется филиппинская знахарка Дайана ( Чай Фонасье ) которая наводит порядок в доме, а заодно избавляет ее от кошмаров и дрожи в руках. Но платить за это героине приходится дорогой ценой. Потому что по сюжету именно Кристин стала в свое время виновницей семейной драмы Дайаны, работавшей на маленькой швейной фабрике, где шились платья по проектам Кристин. Обитатели особняка становятся заложниками в некоей игре, смысл которой сводится к неотвратимости возмездия богачам от бедняков... Хочется отметить прекрасный дуэт актеров, которые весьма убедительно изображают кризис семейной идиллии. Марк Стронг относится к той категории артистов, от которых глаз не отведешь — даже когда они молчат... А Ева Грин к тому же очень тонко сходит с ума... Только досадно, что банальное название картины в российском прокате «Дурной глаз» не передает всей тонкости истории. Куда удачней оригинальное - Nocebo («Ноцебо») - от латинского «я поврежу». Это как бы анти-плацебо, негативное самовнушение от лечения. Нас предупреждают, что на самом деле шаманская филиппинская медицина — пустышка, которая становится смертельной, если в нее поверить. Как поверила героиня. Ну, а то, что ответка может прилететь проклятым капиталистам-эксплуататорам трудового азиатского народа и в такой оригинальной форме, - в это поверит уже зритель, алкающий чуда... Так получился фильм-намек, фильм-предупреждение Большому Европейскому Брату... И не только Европейскому... И сдается, мощный социальный посыл картины при несколько разочаровывающем финале (кое-кто умрет не вполне своей смертью, зато Роберту больше никто не сможет обидеть) вполне был бы достоин того, чтобы засветиться на «Берлинале» - там любят такое «возмездное» «справедливое» кино...