Свою автобиографию Виктория Токарева хотела назвать "И жизнь, и слезы, и любовь"
Виктория Токарева родилась в Ленинграде в страшном 1937 году. Её родители – еврей Самуил Насонович Шефтер, инженер, родом из-под Витебска, прославленного Марком Шагалом, и Наталья Степановна Хлопова родом из донецкой Горловки, с русскими и украинскими корнями. Считается, что на "пересечении" генов разных народов рождаются самые талантливые дети. Виктория Токарева – тому отличное подтверждение. Виктория рано лишилась отца, который служил в ополчении, в потом тяжело заболел и скончался в начале 1945 года, не дожив до Победы. Семья провела войну в эвакуации в Кировской области. После войны вернулись в Ленинград. Девушка с детства любила литературу. По одной из семейных легенд, желание писать проснулось в ней после прочитанного рассказа Чехова "Скрипка Ротшильда". Возможно, именно как Чехов Виктория хотела стать врачом, но в мединститут не прошла, получила высшее музыкальное образование в Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Потому в ее прозе часто фигурирует музыка. Писательница Виктория Токарева "родилась" в Москве, куда девушка переехала в связи с замужеством и где окончила сценарный факультет ВГИКа. Она успела поработать редактором на киностудии "Мосфильм", прежде чем стать признанным сценаристом. На втором курсе института по совету Владимира Войновича Виктория Токарева опубликовала свой первый короткий рассказ "День без вранья". Малая проза наряду с киносценарием стала "визитной карточкой" Виктории Самойловны. Она много печаталась в "Литературной газете". В 1968 году Виктория Токарева в числе трех первых лауреатов получила премию "Золотой телёнок" "Клуба 12 стульев" – юмористического раздела этого издания. Удивительно или закономерно, но мелодраматические истории в исполнении Виктории Токаревой неизменно полны доброго юмора и вызывают улыбку, даже когда в них по сюжету нет ничего смешного. Помню, что я в отрочестве хохотала едва не до слез, читая рассказ "Центровка" , если не ошибаюсь, в "Литгазете" и опубликованный где-то в конце 1980-х. А он, между прочим, начинается строчкой: "По причине, о которой мне не хотелось бы распространяться, я решила покончить с собой". Та же неизменная нота светлой иронии отличает лучшие комедии, снятые по сценариям Виктории Токаревой. Она начала работать с лучшими советскими кинорежиссёрами с конца 1960-х годов. Многие из сценариев родились из рассказов писательницы, например, "100 грамм для храбрости", "Перед экзаменом", "Талисман". Блистательные "Джентльмены удачи" были сняты в том же 1971 году, когда Токареву приняли в Союз писателей СССР. Сценарий она писала в соавторстве с режиссерами Александром Серым и Георгием Данелией. Дальше были данелиевские не менее восхитительные "Мимино" 1977 года (в написании сценария участвовали Данелия и Реваз Габриадзе) и "Шла собака по роялю" 1978 года. Фильм "Мимино" взял Государственную премию 1978 года и золотую медаль на Московском международном кинофестивале в 1977 году. Кадр из фильма "Джентльмены удачи". Фото: tvcenter.ru Еще в фильмографии Виктории Самойловны значатся такие картины, как "Урок литературы", "Совсем пропащий" (по роману Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна"), "Талисман", "Стечение обстоятельств", "Ты есть…", "Вместо меня", "Простая история" (в составе кинотрилогии "Важнее, чем любовь"). Последнюю "Простую историю" не следует путать с одноименной лентой 1960 года, безусловной звездой которой была Нонна Мордюкова. Хотя в целом она – тоже картина о судьбе обыкновенной женщины… Но если героиня Мордюковой отвергает личную жизнь и становится председателем колхоза, то Марина из "Простой истории" Токаревой мечется между двумя мужчинами и наконец находит настоящее семейное счастье. Это экранизация повести Токаревой, которая, кажется, выходила и под названием "Паша и Павлуша". С кино Виктория Самойловна связана не только творческими, но и родственными узами: её дочь Наталья была замужем за Валерием Тодоровским, внуки писательницы – Пётр и Екатерина Тодоровские. Зимой 2020 года "Ревизор.ru" взял интервью у Виктории Токаревой. В нем прозвучало, что внук не любит, когда родственники о нем рассказывают прессе. Поэтому она с гордостью поведала про правнуков. А еще – о том, что работает над своей автобиографией, которую хотела бы назвать пушкинской строчкой "И жизнь, и слезы, и любовь". Повесть с таким названием действительно есть в сети, но, возможно, появится и более развернутый вариант автобиографии писательницы. У Виктории Самойловны и в более ранних произведениях проявлялись автобиографические мотивы. Порой, когда писатели переходят на столь интимные темы, их читать становится скучно. Но это не случай Виктории Токаревой. О чем бы она ни рассказывала, ее читать всегда интересно. Практически как Сергея Довлатова . Недаром наша героиня в том же интервью обмолвилась, что любит прозу Довлатова. И, разумеется, Чехова – это, видимо, для нее больше, чем юношеское литературное увлечение, это озарение, поворот судьбы. Кадр из фильма "Простая история". Фото: КиноПоиск. Писательский немалый багаж Виктории Токаревой составляют преимущественно сборники повестей и рассказов (рассказов больше). Это книги разных лет "О том, чего не было", "Когда стало немножко теплее", "Летающие качели", "Ничего особенного", "Сказать — не сказать…", "Римские каникулы", "Почём килограмм славы?", "Антон, надень ботинки!", "Вместо меня", "Хэппи энд", "Самый счастливый день", "Лошади с крыльями", "Так плохо, как сегодня", "Сволочей тоже жалко", "Муля, кого ты привёз?", "Мои мужчины", "Немножко иностранка", "Кругом один обман", "Дома стоят дольше, чем люди", "Дом за посёлком", "Жена поэта" (это уже книги самых недавних лет). Виктория Токарева – признанный корифей так называемой "женской прозы", по вопросу существования и дефиниции которой сломано много копий. "Ревизор.ru" год назад тоже вносил свою лепту в обсуждение "женской прозы". Участники дискуссии пришли к выводу, что в этих словах, употребленных в "рабочем" безоценочном смысле (проза, написанная представительницами прекрасного пола) нет ничего обидного и указывающего на те или иные качества (либо их отсутствие). Другое дело, что термин "женская проза" давно и безуспешно пытаются связать с художественной характеристикой литературного явления. Такого рода попытки представляются мне проявлением стратегии "зелен виноград", высмеянной великими баснописцами. То, что пользуется успехом и безусловным спросом, вызывает зависть и желание как-то его "приспустить". Увы, человеческая природа несовершенна… Редакция "Ревизора.ru" поздравляет Викторию Самойловну с юбилеем, желает ей крепкого здоровья, семейного благополучия, новых творческих успехов и вечного пребывания в состоянии "и жизнь, и слезы, и любовь".