Сибирский Pixar: как снимают мультфильмы о легендах НСО
Уроженка города Тара Омской области Виктория Беляева живет и работает в Новосибирске. Девушка пишет сценарии для мультфильмов о нашем регионе, которые смотрят даже министры. Накануне презентации проекта «Тайны Барабинской степи» Виктория приоткрыла завесу тайны над тем, как легенды становятся мультфильмами.
Рождение первой легенды
– Вы родом из Омской области. Как так получилось, что вы сегодня рассказываете об истории Новосибирской области в мультфильмах? Когда родился этот проект?
– Мы с мужем переехали в Новосибирск в 2009 году, а родилась я в городе Тара Омской области. Тара – старинный сибирский город: в 2024 году ему исполнится 430 лет. На уроках в школе у нас большое внимание уделялось краеведению. Мы изучали историю появления города, посещали старинные купеческие особняки, которых сохранилось достаточно много… И так сложилось, что теперь в каждом новом городе, в который я попадаю, история привлекает меня гораздо больше, чем современные красивые здания, парки или центры развлечений. Новосибирск – не исключение.
Несмотря на то, что город и область молоды, история этой земли очень интересна, ведь здесь задолго до нас жили народы, происходили различные события.
Проект появился два года назад. Но изначально он имел несколько другую форму. Во время пандемии мне пришла в голову идея создания детского развлекательного журнала «Сибирячок». В нем должны были быть адаптированные для детского возраста истории о достопримечательностях и легендах нашего региона, различные ребусы, задачки, разгадывая которые дети знакомились бы с народами, проживающими здесь, а также народные сказки. Я набросала его примерное содержание.
Мой папа некоторое время жил в селе Кыштовка, и первое, что пришло на ум – это Кыштовский район. Поэтому именно он и лёг в основу проекта.
В 2021 году министерство культуры Российской Федерации объявило конкурс проектов. Согласно положению, печатные издания к участию не принимались. Я решила переформатировать свою идею под условия конкурса. И таким образом журнал о Новосибирской области превратился в мультфильм о Новосибирской области.
– Три мультфильма – «Кыштовский Йети» и «Жемчужина Сибири» про Кыштовский район и «Легенда Каракана» про Ордынский район уже появились в Сети. Как определялись районы, о которых будут сниматься мультфильмы?
– Поскольку мы поздно узнали про конкурс проектов, и на подачу заявки оставалось мало времени, мы сделали все очень просто: зашли на туристический портал Новосибирской области, выбрали разделы «Легенды Новосибирска» и «Легенды Новосибирской области» и оттуда почерпнули базу для нашего мультипликационного проекта.
Исключение – это Кыштовка, она была у меня продумана для детского журнала, уже имелась информация о достопримечательностях.
«Хутор Нейфельда» – это больше моя профессиональная сфера, поскольку я работаю в Российско-Немецком Доме. Немецкая деревня Неудачино уникальна своим национальным колоритом. Здесь жил и часовых дел мастер Абрам Штеффен, его дом стал домом-музеем.
Его часто посещают иностранцы и отмечают для себя, что в нем сохранились такие вещи, которые они видели когда-то у своих бабушек. Я стараюсь максимально, где могу, продвигать это место, потому что других таких деревень в нашей области больше нет.
– О ваших мультфильмах узнают и в других в районах. Обращаются ли к вам жители Новосибирской области с просьбой создать мультфильмы об их малой родине?
– Под одной из публикаций о мультфильме «Легенда Каракана» были отзывы от жителей Куйбышевского района, которые говорили о возможности создания мультфильма о городе Каинске, ведь Каинск – один из старейших городов области. И теперь мы работаем над новой проектной заявкой. Я созванивалась с руководством музейного комплекса города Куйбышева, эта тема оказалась интересна, и сотрудники обещали помочь с подбором необходимого материала для создания мультфильмов.
200 тысяч и полтора месяца работы
– Сколько времени занимает работа над созданием одного мультфильма? С чего все начинается?
– В среднем работа над одним мультфильмом занимает 1,5 – 2 месяца, но, как оказалось, аниматорам времени всегда не хватает, постоянно хочется что-то улучшить. К тому же все они студенты, и созданием мультфильмов занимаются в свободное от учебы время.
А начинается все с составления художественных текстов. Тексты продумывала я сама. Вдохновилась, и они у меня довольно быстро получились. То, что вы слышите в мультфильмах – это, грубо говоря, моих рук дело, но помогали мне в этом профессиональные филологи и журналисты.
Готовые тексты передаются в дальнейшую работу аниматорам и иллюстраторам для разработки раскадровки и сценария анимационного фильма. Параллельно тексты отправляются в студию звукозаписи для озвучивания дикторами.
К процессу озвучивания привлекаются профессиональные дикторы и артисты Новосибирского музыкального театра. Работы проходят в профессиональной студии звукозаписи. Актеры озвучивают текст поочередно, каждый свою часть. Звукорежиссер обрабатывает все записи и сводит их в единый трек в соответствии с содержанием художественного текста. На хронометраж этой звуковой дорожки ориентируются в дальнейшем аниматоры и композитор.
Музыка к каждому мультфильму создается индивидуально. Задача композитора – создать музыкальный фон, который не будет отвлекать от «картинки», но в то же время будет стилизован под каждую историю. При создании музыки композитор ориентируется не только на содержание текста, но также на образы персонажей, исторический контекст, народность, которая представлена в фильме.
После объединения анимации и звуковой дорожки добавляются шумы и звуковые эффекты, происходит финальный рендеринг. И вот, наконец, мультфильм готов, мы его выкладываем в Сеть.
– Сколько человек работает над созданием одного мультфильма? Назовите главные имена участников этого проекта и их роль в творческом процессе.
– Над созданием мультфильма работает около семи человек, включая меня. Я осуществляю общий контроль над работой. Инга Морозова – режиссер, она делает раскадровку, сценарий мультфильма, курирует работу художников и аниматоров. Над одним мультфильмом работают два художника и аниматор. Они разрабатывают персонажей, фоны, титры и т.д. Александр Лукан пишет музыку и добавляет звуковые эффекты, Вадим Кириченко осуществляет подбор актеров для озвучивания и производит звукозапись. У нас сложилась хорошая команда, все свои идеи, наработки мы согласовываем друг с другом.
– Можно ли назвать примерный бюджет одного мультфильма?
– Примерный бюджет одного фильма, исходя из суммы, которую нам выделили в рамках гранта – это 200 тысяч рублей. А вообще получается по-разному, потому что хронометраж у мультфильмов разный. Один фильм получился продолжительностью 4,5 минуты, последний мультфильм – порядка 7 минут, а это, естественно, и гораздо большая оплата, потому что работы у всех членов команды гораздо больше.
Любимый мультфильм и мечта о продолжении проекта
– Посещали ли вы лично места, о которых говорится в мультфильмах? Где вам больше всего хотелось бы побывать?
– Из всех тех мест, которым посвящены мультфильмы, я была только в деревне Неудачино Татарского района и в селе Кыштовка, но в Кыштовке – в раннем детстве, поэтому остались очень смутные воспоминания. Больше всего мне бы хотелось побывать на озере Данилово (Кыштовский район) и увидеть Тертый камень (Ордынский район).
– Какие легенды о районах Новосибирской области вы бы хотели экранизировать в будущем?
– Не могу четко ответить на этот вопрос. Я же не местная, не краевед, и потому пока не знаю, какие еще интересные легенды есть в регионе. Вообще мне нравится историзм, мне было бы интересно поработать над Колыванью и Чаусским острогом, интересно было бы охватить также и Бердский острог и, наверное, Куйбышевский район.
– Какой мультфильм из созданных вами самый любимый и почему?
– Не могу назвать самый любимый мультфильм, они все мне очень симпатичны, в каждый я старалась заложить некоторые свои смыслы и символы. Понятно, что зритель может их и не заметить. Например, я хотела, чтобы звуки таинственности из мультфильма про кыштовского Йети отсылали нас к советской сказке «Серебряное копытце». Тоска по любимому человеку в «Жемчужине Сибири» у меня ассоциировалась с песней из мультфильма «Стойкий оловянный солдатик».
«Легенда Каракана» – я от нее без ума, потому что работа Александра Лукана и девушек, которые исполняли песню к этому мультфильму, – потрясающая. Я написала первый куплет песни и даже не подумала, что он ее возьмет в работу. Когда услышала музыку Александра, в которой на тот момент даже не было слов, я просто в нее влюбилась, а когда появилась запись с девушками, у меня было единственное ощущение – это восторг.
Что касается мультфильма «Клады хана Кучума». Когда Александр впервые прислал мне начитанный для хронометража текст, я заслушалась. Это просто потрясающе, как аудиосказка. Я влюбилась в «Хана Кучума», еще не видя ни персонажа, ни фонов.
Ну и «Хутор Нейфельда» – он тоже у меня любимый. Трепетно отношусь к истории Абрама Штеффена и к деревне Неудачино. Поэтому назвать главный и самый любимый мультфильм я не могу.
– Можно ли говорить о том, что проект получит продолжение? Заметили ли вас в министерстве культуры Новосибирской области?
– У нас пока нет обратной связи от министерства культуры региона. Может быть, наш проект не вызвал особого интереса – не могу здесь сказать. Но мы пригласили на презентацию представителей министерства культуры области, департаментов культуры и образования города Новосибирска. Кстати, слышала от коллег, что министру экономического развития Новосибирской области очень понравился мультфильм про Йети. Это министерство самым первым разместило наш мультфильм «Кыштовский Йети» на своем сайте. А с телеканалом «НСК49» у нас заключены лицензионные договоры на трансляцию мультфильмов в течение года.
Планируем и дальше участвовать в конкурсах, работаем в этом направлении. Ближайший конкурс учрежден Президентским фондом культурных инициатив. Будем пробовать!
От 100 рублей и выше: о туристическом налоге рассказали в УФНС Новосибирска