Режиссер Андрей Никифоров — о новой романтической комедии «Умная Маша», отношении к искусству и роли знаний
24 ноября стартует премьера интеллектуальной романтической комедии «Умная Маша», режиссером которой выступил Андрей Никифоров. По сюжету, эффектная блондинка Маша, чтобы стать частью интеллигентной и аристократичной семьи своего возлюбленного, решает вживить чип. Он поможет ей в любой ситуации блеснуть интеллектом. Однако в самый неподходящий момент чип отключается, и Маше приходится положиться только на себя.
—
Главная героиня фильма Маша пытается вписаться в высокое общество именно с помощью знаний. На ваш взгляд, насколько сегодня знания играют роль социальной лестницы?
— В фильме и хотелось показать, что знания порой стали тем, чем «козыряют», унижают и гордятся. Что несколько исказились понятия. Ум — это не эрудиция, не умение влезть в любую беседу цитатой из Бальмонта или Пастернака. Быть с «Википедией» в голове — не значит быть самым умным. Это про познание, понимание, восприятие. Твоё личное, индивидуальное. В фильме мы показали это в легкой комедийной форме, порассуждали на эту большую и сложную тему. Вообще, такие большие и важные мысли хочется доносить людям легко, без назидательности, через смех.
—
Фильм «Умная Маша» для вас
—
это скорее комедия, или попытка поднять серьезный вопрос?
— Меня печалило, что жанр романтической комедии всегда считался каким-то глупым. Сюжет понятен изначально: герои встретились, и уже ясно, что в конце концов они обязательно будут вместе. Мне всегда хотелось сделать этот жанр глубже и тоньше. Фильм «Умная Маша» — это попытка интеллектуальной комедии. И мне кажется, что эта попытка удалась. Зритель переживает, смеется, но при этом задумывается над важными вещами. На самом деле в фильме есть большое высказывание не только про любовь, но и про искусство. Его важно чувствовать — не заучивать формулировки, не пытаться предугадать, какое искусство правильное или неправильное. То искусство, которое тебе отзывается — оно и правильно. Когда ты соприкасаешься с искусством, ты настоящий. И у главной героини Маши произошло прозрение именно тогда, когда она стала чувствовать, а не думать головой.
—
В своем творчестве вы часто обращаетесь к проблемам женщин. Почему так случилось?
—
Потому что женщины интереснее и глубже. Несмотря на то, что главная героиня — блондинка, в ней я писал и себя. Да и каждый в ней сможет узнать себя. Очень часто мы находим себе какую-то цель, которая кажется нам необходимой для счастья. И изо всех сил стремимся, мчимся к ней. Но потом, когда мы понимаем, что для нас есть истинное счастье, все встает на свои места и становится проще. Я бы хотел, чтобы после фильма каждый задумался, а есть ли у него, как у Маши, такая лжецель. Мне кажется, важно понимать, что твое и что не твое.
—
Как это понять?
— Услышать себя, что внутри. Искусство может помочь соединиться с собой настоящим. Знаете, я раньше был, как один из героев этого фильма — мальчик в картинной галерее, который на каждую фразу экскурсовода отвечает: «Ну и что?» Но когда начинаешь смотреть сердцем, душой, к тебе приходят настоящие ответы. Ответы на все вопросы уже есть у нас внутри.
—
На ваш взгляд, какой сегодня самый яркий и самый вредный стереотип о женщинах?
— Что они неглубокие и поверхностные. Я очень боялся, что этот фильм может получиться таким сексистским, мол, вот, неумная девушка вставила себе интеллект — и все получилось. Чтобы фильм получился не с насмешкой над такой героиней, а с любовью к ней. Маша — классная, живая, добрая, и только когда пытается из себя изображать того, кем не является — вот там начинаются проблемы. Не казаться, а быть — наверное, так можно обозначить одну из мыслей фильма.
—
Расскажите о процессе создания фильма. Какой была атмосфера на съемочной площадке? Кажется, было весело.
— Комедия не должна сниматься в страданиях, потому что атмосфера создания фильма всегда чувствуется потом на экране. На самом деле, фильм писался легко, готовился легко, там было весело. То есть этот фильм абсолютно рожден в любви. И я верю, что, когда фильмы рождаются в любви, потом они легко смотрятся. Эта любовь чувствуется. Было очень весело. Актеры, съемочная группа — все с прекрасным чувством юмора. Какие-то шутки рождались по ходу и украсили фильм.
—
Чему вас научил ваш фильм?
— Он научил меня творить не из головы, а из сердца. Это то, к чему пришла героиня. В процессе съемок мы все пришли к этому, и я счастлив. Надеюсь, что зрители получат повод и посмеяться, и подумать.