Итальянская мечта
Почему легенда? Наверное, потому, что его изящная модель признана самой красивой автомашиной всех времен и народов. А еще потому, что у создателя знаменитого итальянского бренда и производителя роскошных спортивных автомобилей и внедорожников — Ферруччо Ламборгини (1916-1993), история жизни выглядит как сказка. Его феноменальный успех, взлет на вершину социальной лестницы, волшебное превращение из фермера, строившего тракторы, в создателя легендарной марки, - это же воплощение мечты любого автомеханика! Пусть итальянской, но, как и положено, замешенной на трудолюбии и таланте. История его жизни давно привлекала (но и отталкивала) многих режиссеров. Наконец, за эту амбициозную задачу взялся сценарист Роберт Мореско («Оскар» за сценарий «Столкновения»; продюсер «Малышки на миллион»; режиссёр «Код 100»). Заметим вскользь, что первоначально приглашенный Майкл Рэдфорд отпал от проекта, как и кандидаты на главные роли Антонио Бандерас и Алекс Болдуин. Но это не остановило Мореско, а, напротив, вдохновило. За основу сценария он взял биографию сына героя, Тонино Ламборгини, о своем отце под названием «Ferruccio Lamborghini. La storia ufficiale». Но именно — за основу. Потому что ряд важных эпизодов из киноверсии выпал — вроде детства Ферручи и его работы механиком на авиабазе во время Второй мировой войны. Приступая к работе, режиссер задавал себе вопрос: как работает разум гения? Он всерьез считает Ламборгини таковым. - Это сложный вопрос, который нам пришлось исследовать во время написания сценария, - говорит Роберт Мореско. - Нам было нужно проникнуть в разум и сердце легендарного Ламборгини. Понять, как он мог видеть вещи, непонятные большинству из нас и опережать своё время... А время, между прочим, непростое. Послевоенное. И Ферруччо — это новый герой новой Италии. В послевоенной Италии в воздухе - ветер перемен. И на капустном поле, помогающий отцу, герой ( его в юности играет Романо Реджиани ) произносит фразу на все времена. Даже на сегодняшние: Мир изменился. Даже правительство об этом знает. Он убеждает отца в том, что хочет сделать жизнь фермеров лучше. А для этого — сконструировать новый мобильный трактор. Похвальная мотивация. И самое интересное, что отец ему поверил — хоть не сразу, хоть с процентами... Отец стал первым инвестором его проекта, - тракторного, затем переросшего в автомобильный. -Путь Ферруччо Ламборгини от простого сына фермера до легенды автомобильного мира и, возможно, величайшего автоконструктора совпал с переменами в послевоенной Италии, - замечает Мореско. - Это было увлекательное и захватывающее время как для самого Ламборгини, так и для всей страны. С моей точки зрения, это отличный материал для создания фильма. И не поспоришь. Потому что история жизни героя — по сути, уже готовый сценарий байопика. Причем на фоне прекрасных итальянских ландшафтов. Но и драматическая нотка тут кстати: для старт-апа сына отцу пришлось заложить ферму. Это очень не понравилось его жене Клелии (Ханна ван дер Вестхойзен), она уверена: Это слишком эгоистично. Мы найдем другой способ. Ты не можешь ставить будущее семьи под угрозу. У них есть свои мечты. Ключевое слово здесь — как и в фильме — МЕЧТЫ. Герой в погоне за ней идет на компромиссы с совестью. Он не слушает жену, а слушает свой внутренний голос. Рискует — и выигрывает. Но и сомнения его гложат. Я не знаю, что делать дальше, - в отчаянии спрашивает жену герой. - Вдруг я пустышка? Вот что меня пугает. Что тогда? Ты не пустышка, - отвечает Клелия. - Я верю в тебя. Я верю в каждую твою мечту. Они обязательно будутся. Все до одной. Просто еще не нашел способа. Жена в него верила. Как и лучший друг, которого он потом предал, отбив девушку. А он верил только в свою мечту, энергию, удачливость и пробивную силу.... Может, такое настроение и витало в послевоенной Италии — с ее стремительными гонками, вечеринками и жаждой успеха любой ценой. Все это есть в картине. А еще - разговоры о моторах, карбюраторах, переключателях скоростей... Напомним, что именно Ламборгини впервые использовал заднюю среднемоторную компоновку с задним приводом. Слушать это все непросто. Но все-таки создатели меру знают. Иногда правда, режиссеру изменяет чувство этики и эстетики одновременно — когда, например, показывает натуралистично роды Клелии и ее кровотечение. Фирменный символ быка оказывается испачканным в крови... И еще одна метафора. Через картину идут гонки двух машин. В синей — Ламборгини, в красной — Феррари (Гэбриел Бирн)... И синяя хотя догоняет красную, но обогнать никак не может... Это безумное соперничество с Феррари режиссер делает мотором своей картины и главным мотиватором всех поступков героя. Этакой идеей фикс. Даже в финале, когда он сообщает сыну о продаже компании из-за проблем, кажется, что здесь тоже торчит нос Феррари. Возможно, Фрэнк Грилло с его подтянутым торсом, мощной челюстью и аурой боксера, тут и кстати. Но он играет, скорее, мачо, а не интеллектуала-конструктора. И вполне предсказуемо остается в финале в одиночестве на своей роскошной вилле, задумчиво перебирая грозди винограда и растирая в руках красную землю. Как сто лет назад на своем капустном поле... Но герой уже другой человек. Мечты в прошлом. Сын и внуки далеко. Рабочие уже не его семья, которую надо радовать деньгами и пироженьками, а классовые враги, требующие справедливости забастовками и проклятьями. Идеалист превращается в матерого капиталиста. Гонка для него не окончена... Кто там говорил, что надо бояться сбычи мечт?