Войти в почту

Музыкант Артём Варгафтик: «В «Филармонии-2» – лучшая естественная акустика в Москве»

«Публика в Тропарёво-Никулине особенная. Она очень восприимчивая и интеллигентная», – считает Артём Варгафтик. Фото: PhotoXPress

Музыкант Артём Варгафтик: «В «Филармонии-2» – лучшая естественная акустика в Москве»
© На Западе Москвы

Известный виолончелист, ведущий таких музыкальных телепрограмм, как «Сад культуры», «Партитуры не горят», «Оркестровая яма», Артём Варгафтик рассказал о его любимых местах на западе Москвы.

Популяризатор академической музыки считает сценические площадки в нашем округе одними из лучших в Москве.

ЗДЕСЬ ШУТИЛ РАЙКИН

– Артём, какие концертные площадки вам нравятся больше всего в Западном округе?

– Концертный зал им. С. В. Рахманинова «Филармония-2» в Тропарёво-Никулине, на Мичуринском проспекте. Я там много работал. Хорошая новая концертная площадка, её открыли восемь лет назад, в 2014-м.

– Возражу – на самом деле ему уже почти полвека – это же бывший концертный зал в Олимпийской деревне, построенный к Олимпиаде-80.

– Тогда давайте пойдём от 1980 года (улыбается). На самом деле в то время это был зал очень своеобразный, там не было ни акустики, ничего. И когда его отдали Московской филармонии, чтобы сделать из него нормальный акустический зал, он был абсолютно убитый. Там ничего годами не происходило, туда дорогу или никто не знал, или все давно забыли о той намоленности, которая была когда-то, в 1980-е годы. От неё не осталось практически ничего. Ну разве что мемориальная доска «Здесь готовился к концертам Аркадий Исаакович Райкин». Мне, как ведущему концертов, доводилось бывать в гримёрке для артистов, в которой она висела. Есть несколько архивных бесценных записей концертов Аркадия Райкина в зале Олимпийской деревни в 1980-е годы. Но тот зал, который был, он действительно не имеет ничего общего с нынешним, потому что коробку здания практически полностью выпотрошили и всё построили заново.

– И как вы оцениваете результат?

– Объективно в «Филармонии-2» из всех концертных залов, которые функционируют сейчас в Москве, – лучшая естественная акустика. Она сделана правильно, там слышны каждый шорох, каждый нюанс, каждый вздох и каждый шёпот. Зал удивительно точно рассчитан по размерам, по пропорциям, в нём помещается около 1 тыс. человек, то есть он достаточно большой. Но не ощущается таковым, когда выходишь на сцену. Там регулярно проходят концерты, причём очень часто дублируются программы, когда один и тот же концерт повторяется дважды – в зале Чайковского и в «Филармонии-2».

ОСОБЕННАЯ ПУБЛИКА

При реконструкции концертного зала в Олимпийской деревне специалисты изменили геометрию помещения для лучшего звучания, а все материалы прошли акустические испытания. Фото: prorus.ru

– Вы лично с какими программами выступали в «Филармонии-2»?

– Я там вёл в течение нескольких лет филармонический абонемент с Московским камерным оркестром «Музика Вива» с маэстро Александром Рудиным. Доводилось мне вести в «Филармонии-2» и концерты с Юрием Ивановичем Симоновым. Мы с ним работали, например, его любимую программу итальянских увертюр. Когда стоишь на сцене «Филармонии-2» и слушаешь оркестр, который на сцене играет, действительно ощущение, что ты находишься в одном из лучших концертных залов мира. По качеству акустики, по адекватности, по точности, по скрупулёзности передачи всего того, что делается на сцене, – в каждую точку зала. Это именно так и есть.

– У этой концертной площадки постоянные зрители?

– В «Филармонии-2» своеобразная аудитория, потому что очень многие люди в Москве продолжают считать, что Мичуринский проспект, где находится этот зал, как бы в другом городе, что это так далеко и непонятно где, что даже лучше не разбираться, как туда доехать. А туда, между прочим, метро провели уже. И мне доводилось и пешком, и на машине, и от метро туда добираться, это довольно удобно. Это не дальше от метро, чем Большой или Малый зал Московской консерватории, у которых тоже выход из метро находится не прямо под дверью.

ЗВЁЗДЫ В ГОСТИ К НАМ

– Благотворительный фонд Владимира Спивакова провёл праздничный концерт юных виртуозов «Свет надежды» на новой сцене «Мастерской Петра Фоменко» в Дорогомилове. Почему Спиваков переместился из центра на запад Москвы?

– Организаторы подобных концертов ищут не только где аренда площадки дешевле, но и где интереснее. Потому и приглашают публику не в центр города, но в хорошо известное ей место. А Театр Фоменко – это очень хорошо известное московской публике место, с очень высокой репутацией. В этом заслуга основателя этого театра, его художественного руководителя с 1993 по 2012 год Петра Наумовича Фоменко и самого коллектива. Всё то, что этот театр делает сейчас в своём новом помещении на набережной Тараса Шевченко, вызывает большой интерес публики.