Войти в почту

"Было такое, что и гитару ломали". Интервью с уличным музыкантом

В Международный день гитариста, который отмечают сегодня - 27 ноября, мы познакомим вас с молодым музыкантом, - Артёмом Дешиным, который выступает под псевдонимом Данте. О живучих омских панках, песнях в духе времени и о том, сколько можно заработать, играя в 21 веке на улицах города-миллионника, - в нашем интервью. - Артём, я часто вижу вас с гитарой в подземном переходе на улице Чокана Валиханова. Сколько лет вы играете на улице и где ещё обычно выступаете? - На улице я играю уже 4 года. Впервые вышел на Чокана Валиханова в 14 лет. Там я познакомился со всей своей первой компанией, ребятами, благодаря которым я впервые взял в руки гитару. Вообще, у меня есть музыкальное образование, но по классу аккордеона. Поэтому постигать основы гитарного мастерства я начал на улице. Я, по сути, самоучка. Выступаю обычно на Чеканке, иногда на Любинском. - Что подтолкнуло или вынудило выйти на улицу с гитарой - нужда или желание? - Желание. Я видел, как играют на улице мои знакомые, и меня это тоже заразило. Ни тогда, ни сейчас мы не выходим ради заработка. Наша цель - делиться с людьми своим мироощущением и играть для души и удовольствия. - Как часто ты сталкивался с презрением прохожих или высокомерными взглядами знакомых на улице? Можешь вспомнить какой-то вопиющий случай из уличной музыкальной жизни? - Часто сталкиваюсь. Но у меня не было таких ситуаций, чтобы меня это до глубины души задело. Потому что мне по большому счёту безразлично чьё-то чужое мнение. Я это делаю для себя. Если людям нравится, то прекрасно, если нет, то пусть оставят своё мнение при себе. - "Голубой огонёк" до сих пор остаётся единственной "золотой жилой", где уличный музыкант может неплохо заработать? - Да нет, кстати. Раньше реально много можно было заработать на Чеканке. Сейчас появилась куча других прибыльных мест. У Любочки конкуренция сейчас серьёзная. И в метро очень много людей тянется играть. Точнее, в подобии нашего метро (улыбается) . Но просто так ты уже не сможешь прийти туда с гитарой, тут своя "система расстановки". - Очереди появились? - Да, хотя раньше такого не было. У нас есть беседа "ВКонтакте", там ты "бронируешь" себе место. На таких "выгодных" центральных локациях каждый может играть в день только по два часа. Я считаю, это правильно. Потому что раньше было очень много ссор и конфликтов, не могли поделить место. Но опять же, на "Голубом огоньке" я играю не ради денег. А потому что это место для меня остаётся тем самым, которое мне больше всего по душе. Я с него начинал, и я на нём и остался. - Сколько вообще можно заработать на "баскинге"? - Стабильности в этом деле нет. Многое зависит от твоего настроения и настроения людей, ну и от проходимости в том числе. Поэтому ты можешь прийти и за 10 минут заработать 2000, а можешь за 2 часа не получить практически ничего - там 100 рублей мелочью! - А какой была самая большая сумма, которую ты зарабатывал за день? - Это было в День города на Любинском в прошлом году. Я играл со знакомыми. Один на кахоне ритм отбивал, второй у микрофона солировал, и я на гитаре. И за час мы заработали 15 тысяч, то есть по 5 тысяч на каждого. - Насколько безопасно для жизни выступать музыкантам, которые в условиях улицы никак не защищены, да ещё и со своим инструментом? - В центре безопасно. Там никогда точно никто не докопается и ничего тебе не сделает, потому что как минимум висят камеры. Но вообще, было такое, что ломали гитару. Не мою. Знакомый мне рассказывал, как он сидел, играл поздно вечером на Чеканке. И до него пьяницы-алкоголики докопались. Сначала забрали гитару, а потом кинули и разбили её. Сам инцидент я не видел, только гитару раскуроченную. - Как у вас выстраиваются взаимоотношения с администрацией города и правоохранительными органами? - Раньше были моменты, когда нас гоняли, потому что в центре города есть жилые дома и мы, по сути, мешали им, нарушая общественный порядок. Но мы в один момент договорились с ними, и сейчас всё нормально. По редкости, конечно, бывают случаи, когда выгоняют. Обычно из-за большого скопления людей у перехода. - Откуда появился псевдоним "Данте"? - Ох. Это секрет, я никому об этом не рассказываю. Скажу одно: его мне придумал мой знакомый и это в целом описывает мою натуру. - Большую часть твоего репертуара составляют песни главного оппозиционера русской хип-хоп сцены - Noize MC (включён в список физических лиц, выполняющих функции иноагента), чем тебя так цепляет творчество этого музыканта? (Смеётся) - Вообще творчество Ноиза мне нравится смысловой нагрузкой его текстов. Потому что они одновременно лёгкие и в них заключён глубокий философский смысл. Например, у него есть песня "Сгораю". Её можно трактовать по-разному. С одной стороны, она про летящий метеорит, с другой - про то, как человек при виде смерти уходит из своей самобытности и наконец становится по-настоящему свободным - в последние секунды жизни. То есть очень много над его песнями размышлять можно. Его раннее творчество мне нравится задором. Ещё мне нравится, что, несмотря на все запреты, он не боится высказывать свою позицию. Когда человек не боится высказываться, он свободный. Ну а в плане техники игры у него очень интересные партитуры. Я многие разбирал на разных инструментах. - На Чокана Валиханова до сих пор можно встретить настоящих "каноничных" панков? Осталась ли вообще у нас в Сибири настоящие панки? - Ооо. Нет, не остались. Все, так сказать, "каноничные панки" давно стали алкоголиками. Это очень честно. Они просто спились, и им некуда деваться. Сейчас весь молодняк только пытается косить под панков. И у меня они вызывают максимум смех. - Они представляют какую-то угрозу для общества? - Честно, не знаю, я не особо с ними контактирую. Только когда о музыке меня спрашивают. - В твоей картине мира - искусство и повестка должны существовать отдельно друг от друга или это единая система - организм, где творчество всегда должно перекликаться с событиями в мире и быть в духе времени? - Конечно. Потому что меняется культура, люди, запросы, тенденции и вместе с этим и само искусство. Но не все вещи, как по мне, можно отнести к искусству. - А что для тебя искусство? - Искусство для меня - это собственный взгляд на естественные вещи в мире. Олицетворение твоих мыслей и чувств. - Расскажи, чем ты живёшь помимо музыки, где-то работаешь, учишься? - Сейчас прохожу обучение в кофейне "Энитайм". В свободное время опять же на гитаре играю, остальное больше бытовуха. Ещё иногда зовут в бары. В ОmBar недавно выступал. - Понравился барный концерт? - Как точка для исполнителя мне не особо нравится. Там очень маленькая сцена и народу набирается очень мало. Но это уже специфика бара. - Кстати, видела, фото в соцсетях, где ты в компании людей в костюмах в лесу. Эта какая-то театральная постановка? - Это ролёвское движение - реконструкторы. То есть "толкинисты". - "Толкинисты" (фэндом поклонников Толкина)? - Грубо говоря, дебилы с палками (смеётся) . Это люди, которые устраивают игры по сюжетам книг или фильмов. На фотках в соцсетях - постапокалипсис в духе Средневековья. Там я отыгрывал роль боевого, участвовал в дуэли. Я раньше вообще-то фехтованием занимался. Но в ролевых мы используем не рапиры, а мечи из текстолита. Они сделаны из оргстекла и ПВХ-пластика. Их не затачивают, они неопасны для жизни. То есть, вопросы безопасности здесь все учитываются. Ролевые игры - это интересно, потому что я очень сильно люблю фэнтези. Я прочитал очень много книг Толкина: все части "Властелина колец", "Хоббита, "Сильмариллион". Ещё очень люблю фильмы этого жанра. Именно поэтому я влился в ролевое движение. - Как видишь своё музыкальное будущее? Где хочешь в дальнейшем выступать? - В Лужниках (смеётся) . А вообще, с тем творчеством, которое у меня есть сейчас (с каверами), я далеко не уйду. Вот когда своё искусство появится, - это уже другое дело. Все сейчас в Омске у нас хотят в Oldman, все хотят в бар "Пушкин", в "Ангар". - Но я слышала, что в "Ангаре" чаще выступают приезжие артисты, а омские из-за слишком молодой аудитории не слишком туда тянутся. - Кстати, не знаю, почему наши омские не хотят туда. Подростки - это же основной контингент, который потребляет это всё и распространяет. То есть основной двигатель популяризации творчества артиста - молодёжь. Я сам на этот контингент ориентируюсь. - А свои песни ты не пробовал писать? - Есть в закромах, конечно, пару черновых вариантов. Но показывать людям своё творчество я пока не решаюсь. Потому что это ещё всё сыро, мято. - На какие темы пишешь? - Пока не скажу. - О любви? - О любви, естественно, обязательно. - Многие музыканты сейчас уезжают Европу, в том числе в страны ближнего зарубежья - активнее всего в Казахстан. Ты до сих пор остаёшься в Омске. Что тебя здесь держит? - Как минимум сам город. Мне очень нравится Омск. Мне нравятся люди, которые здесь живут. Они очень творческие и интересные. Я не уверен, что я найду таких же в других местах. Хотя, может быть, и найду. Но всему своё время. Я не считаю Омск загнивающей провинцией, всё-таки для России Омск - хороший город. Он развит, это не какое-то село, которое деградирует. У нас очень много новых объектов инфраструктуры появляется. Да и убегать из страны, потому что происходит какая-то беда, не вижу особого смысла. К счастью, с Омском ничего страшного пока не произошло. Блиц: - От какой п есни у тебя бегут мурашки по коже? Любая песня "Арии". Например, "Небо тебя найдёт". - Твой главный недостаток? - Небольшая лень. - Твоя мечта? - Оставить какой-то след в этой жизни и хоть немножечко прославиться.

"Было такое, что и гитару ломали". Интервью с уличным музыкантом
© Омск Здесь