Трюкач: Артемыч рисковал жизнью много раз, но всегда выживал
В Московском Доме кино состоялся творческий вечер человека, которого за сорок лет работы в кадре убивали тысячу раз. Его взрывали, топили, расстреливали в упор из всех видов оружия, рубили мечами, саблями, шашками, ятаганами и оглоблями, кололи пиками, сбрасывали с коней, бросали под поезд и сжигали живьем.
Но он выжил. Потому что каскадеры обязаны выжить в любых ситуациях. Иначе они не получат гонорара.
Итак, знакомьтесь – каскадер и постановщик трюков Гильдии каскадеров Союза кинематографистов России Евгений Артемович Богородский. Среди своих – просто «Артемыч».
Недавно у Артемыча был юбилей. Жизнь его вместила в себя столько приключений, переживаний, потрясений, эмоций и утрат, что другим хватило бы на десять жизней.
В первый раз станичный паренек из сальских степей Женя Богородский столкнулся с московскими каскадерами на съемках фильма «Ищи ветра». Фильм был о Гражданской войне. По сюжету белогвардейцы хотели угнать за границу племенной станичный табун, а красноармейцы хотели оставить его в России. Стороны резко разошлись во мнениях.
Фильм изобиловал джигитовкой и конными трюками. Командиром группы каскадеров был известный на весь мир наездник Усен Кудайбергенов. Перед началом съемок он на глазах всей труппы пролетел на коне по степи, показав несколько джигитовочных трюков.
В этот момент Богородского словно молния ударила. Он не мог оторвать глаз от этого импровизированного шоу – смотрел, словно завороженный. А так как силой и ловкостью Женя обделен не был (много лет занимался штангой), сразу же попросился в команду трюкачей. Те в шутку предложили ему пройти экзамен – обуздать самого строптивого жеребца в табуне.
Евгений с разбегу впрыгнул в седло. Взбешенный такой наглостью конь рванул с места, как подорванный, желая скинуть на скаку незваного гостя. И буквально через пару минут наездник и лошадь превратились в точку на горизонте. А потом и точка исчезла. Прошло полчаса. «Ну все, убился где-то паренек в степи, – начали волноваться каскадеры. – Неудачно мы пошутили. Наверняка конь его выбросил из седла. А мог и копытом добавить. Как бы вообще не убил. Сейчас он один прискачет, и мы всей командой отправимся в степь – искать бедолагу».
Каково же было их удивление, когда беглецы мерной рысью вернулись на базу, а испытуемый гордо сидел в седле, поглядывая сверху на слегка ошалевших зрителей.
«Единогласным голосованием» Женя был принят в группу трюкачей. И началась для него сказка наяву. Он был и «белым», и «красным», носился по степи как угорелый, джигитовал в свое удовольствие, вылетал на полном скаку из седла и запрыгивал в него, переворачивался вместе с лошадьми и тачанкой, участвовал в погонях и уходил от преследователей.
Через три месяца сьемки закончились. «Что, сегодня для меня сказка закончилась? – с горечью спросил молодой станичный джигит у режиссера Владимира Любомудрова. «Я помогу тебе, – пообещал тот (ему явно понравился молодой трюкач-сорвиголова). – Жди вызова из Москвы».
И слово свое сдержал. Вскоре Евгению пришел вызов из киностудии имени Горького на съемки фильма «Эскадрон гусар летучих». Там паренек из сальских степей исполнял новые трюки. И началась для юного каскадера совсем другая жизнь, полная эмоций, приключений и переживаний.
Он принимал участие в множестве картин, насыщенных трюками. Падал на всем скаку с коней, под коней и вместе с конями, прыгал из окон, проходил сквозь стены, пролетал сквозь двери, падал под поезд, горел, взрывался и тонул.
Он работал с постановщиками трюков в Китае, Америке, Грузии, Казахстане. Сам ставил целые конные шоу и театрализованные представления. Во время съемок в Казахстане ему пришлось с высоты в семнадцать метров падать с навесного моста в бурлящую реку. Это был трюк, достойный Усена Кудайбергенова. Тот тоже в свое время прыгал вместе с конем в реку с обрыва высотой в двадцать восемь метров. Этот трюк тут же был занесен в Книгу рекордов Гиннеса, и его до сих пор не смог повторить никто.
В разгар схватки на мосту китайцы уперлись в Богородского пиками и столкнули его в воду вместе со всадником. И каскадер вместе со своей лошадью полетел в жерло бурлящего водоворота. Это был полет орала вместе с конем.
В воздухе развевалась грива коня и полы халата всадника. Главная опасность была в том, что конь мог в воздухе перевернуться и в воде накрыть всадника. Надо было вовремя выдернуть ноги из стремян и немного оттолкнуться от коня, чтобы не быть погребенным под его массой. И упасть в воду надо было выше коня по течению, чтобы он не налетел и не сбил тебя в водовороте. Все эти головоломки приходилось решать в воздухе, в свободном падении. И сделать единственно правильный выбор.
Падение в воду прошло удачно. В воздух взметнулся фонтан брызг. Сюрпризы начались уже в самой воде. Каскадер стал тонуть. Тяжелый стеганый байковый халат и сапоги потянули его на дно. Пришлось избавиться и от того, и от другого...
На берег каскадер вылез уже без казенного реквизита. Но живой. А в двух шагах от конь уже мирно щипал траву. Он вынырнул задолго до момента спасения своего наездника. А потом, как и водится, состоялся напряженный диалог каскадера с реквизитором – как списывать утонувшее в реке имущество «Казахфильма».
Реквизит – это вообще отдельная больная тема в жизни каскадера. На нем ведь всегда стараются сэкономить. А каскадеру это может выйти боком. В свое время Богородский снимался в Америке в фильме у Родиона Нахапетова. По сценарию он во время потасовки должен был вылететь сквозь стеклянную дверь. Дверь выбрали, естественно, самую дешевую Богородский катапультировался в нее три раза. Первый раз он отскочил от нее, как мячик. После второго броска прилип к стеклу и стек вниз, как мокрый осенний листок. А в третий раз пролетел насквозь, осыпанный градом осколков, и порезал себе все вены. Чуть с жизнью не распрощался.
Вот такая у каскадера судьба. Не знаешь, какой фортель она выкинет во время очередного исполненного тобою трюка.
Каскадеру и постановщику трюков Евгению Богородскому недавно исполнилось 70 лет. В его активе – золотой набор премий Гильдии каскадеров: «За лучшие конные трюки», «За вклад в профессию». Есть даже премия «Золотой клык» – за работу с животными. Сам Артемыч на съемках травмировался много раз – это неизбежные издержки профессии. Хорошо, что жив остался. Но в процессе исполнения подготовленных им трюков не пострадала ни одна лошадь. Это тоже показатель профессионализма. И человеколюбия, если хотите.
Он уже вырастил целую плеяду последователей. Они уже сами ставят свои шоу. Но Артемыч до сих пор в седле и по-прежнему готов к самым головокружительным испытаниям.