Единственный волынщик в Волгоградской области рассказал, как освоил инструмент

Впервые звуки волынки волжанин Александр Кочетков услышал в 15 лет и еще 20 лет ждал, пока этот инструмент окажется в его руках. Теперь он единственный волынщик в регионе, который регулярно бывает гостем на массовых мероприятиях, а также имеет множество поклонников и учеников.

Единственный волынщик в Волгоградской области рассказал, как освоил инструмент
© Волгоградская правда

Звуки прошлого

Завораживающая волынка поразила воображение школьника Саши Кочеткова в старших классах. Композиция британского инструменталиста Майка Олдфилда называлась «Герой». С того момента волжанин стал коллекционировать записи кельтской музыки.

– Я тогда не понимал разницу между большой и малой шотландской волынкой, – вспоминает Александр. – Не представлял, что в мире существуют и другие, но мечтал об этом инструменте. И эта мечта казалась мне непостижимой и несбыточной.

С приходом эпохи интернета Кочетков часами слушал музыкальные композиции и изучал историю создания этого инструмента.

А она оказалась очень интересной. В каждом уважающем себя клане в Шотландии обязательно был свой волынщик – наравне с воинами или лекарем.

Причем волынщик зачастую пользовался даже большим уважением у собратьев – как хранитель традиций рода: длинные протяжные звуки волынки сопровождали и свадьбы, и похороны, и военные баталии.

Увлечение за 280 тысяч рублей

По образованию Александр – историк, по профессии – испытатель резинотехнических изделий на одном из предприятий города-спутника. Но мечта юности его не отпускала.

И волынку он все-таки приобрел после свадьбы – при полной и безоговорочной поддержке, как подчеркивает Александр, молодой супруги Елены.

– Она сказала: покупаем – и точка! – смеется Александр. – И за это я полюбил ее еще больше! Теперь в нашей семье все волынщики.

Тогда, 5 лет назад, Кочетков потратил на волынку около 280 тыс. рублей!.

Да, деньги немалые. Но он хотел, чтобы инструмент был оригинальным, из Шотландии.

– Хотя сейчас во многих странах есть мастера, которые делают волынки, даже в России, но их единицы, и цены на их инструменты просто немыслимые, – вздыхает Александр.

Первый опыт покупки волынки, как признается Кочетков, был неудачным: звук оказался не тот. Выяснилось, что сумка дорогущего инструмента пропускает воздух. Пришлось покупать синтетическую и с молнией. Пластмассовые трости, которые стояли в дронах, тоже не годились. Только поменяв их на тростниковые, Александр добился эффекта. В Шотландии заказывал маленькие резиночки, которые в РФ не делают, и специальные конопляные нитки, уплотняющие соединения.

Когда волжанин научился играть на волынке, он приступил к изучению английского языка, составлял карты маршрутов далекой Шотландии и мысленно путешествовал.

– Я как будто уже жил там, – утверждает он. – Все там мне было близко, понятно и знакомо. Даже аутентичные костюмы.

Национальные шотландские костюмы носит вся семья Кочетковых. Правда, Александр отступил от ношения классического килта.

В Шотландии, как известно, килт надевают без нижнего белья, именно поэтому на 2-й этаж автобусов мужчин в килтах не пускают. Кроме килта, для выступлений необходим и другой антураж: ботинки броги, поясная сумка, специальный головной убор, жилетка и жакет.

– А еще нужны клапаны, которые вставляются под дроны, и даже манометры, они позволяют начинающему волынщику следить за давлением в сумке, и это тоже стоит немало, – говорит Александр.

Передать по наследству

Волжанин признается: иногда на него неадекватно реагируют некоторые мужчины, когда он выступает на вечеринках.

– Я для них просто мужик в юбке, но это от невежества и непросвещенности, – считает Александр.

Репетирует он, кстати, у себя в квартире – соседи терпеливые.

– Но доброжелательностью их я не злоупотребляю, – говорит волжанин. – В выходные играю не раньше 10.00 и не позже 19.00. Кроме того, для репетиций я приобрел практис-чантер – приспособление для обучения игре и разучивания мелодий, которое не оглушает никого вокруг.

У Александра нет музыкального образования, и разбирает октавы он с большим трудом.

− Нотной грамоты не знаю, – признается волынщик. – В юности я освоил блок-флейту, играл на варгане. Пробовал учиться на гитаре. Не зная нот, подбираю все мелодии на слух, но это сложно. Помогают видеоуроки и выступления профессиональных волынщиков в интернете.

Александр выбрал классическое исполнение, оно передает сердце Шотландии, играет кавер-версии рока, темы из фильмов, We will rock you группы Queen, музыку Scorpions, The Beatles, Элтона Джона и Билли Джоэла.

– Мечтаю о семейном оркестре, но нужны еще две волынки, – говорит волжанин. – Хочу, чтобы дочь пошла по моим стопам.

Дочке уже купили миниатюрную волынку, она учится на ней играть, и папа уверен: когда-нибудь выступит с ней дуэтом.

Особенности волынки

• Это традиционный музыкальный духовой язычковый инструмент многих народов Европы, существует около 20 видов волынки, включая русскую.

• В Шотландии волынка – главный национальный инструмент, именно эта разновидность – самая известная в мире.

• Представляет собой мешок, который обыкновенно делается из воловьей, телячьей или козьей шкуры, снятой целиком, в виде бурдюка, зашитой наглухо и снабженной сверху трубкой для наполнения меха воздухом, с прикрепленными снизу одной, двумя или тремя игральными язычковыми трубами, клавишами и ступками, служащими для создания многоголосия.

• Самый громкий в мире музыкальный инструмент, во время игры шотландская волынка может менять частоту звука, она достигает 446 герц.

• Шотландская волынка участвовала во всех войнах Британской армии за последние 300 лет.

• Магия звучания шотландской волынки заключается в пронзительном тембре, громкости и постоянном сопровождении основной мелодии бурдонным тоном, который исходит из 3 труб, лежащих на плече исполнителя, и придает всему звучанию сильное магическое и завораживающее ощущение распевности. Все эти качества делают шотландскую волынку идеальным музыкальным инструментом для церемоний, парадов и... для психической атаки.

• Звуки шотландской волынки могут вызвать панику и тревогу, поэтому одна из функций волынщика близ вражеского стана – деморализовать перед боем противника.

• Елизавета II была поклонницей волынок и пожелала, чтобы на ее похоронах последние аккорды исполнил личный волынщик – должность учреждена в 1843 году – майор Пол Бернс, 17-й на этом посту. Он пронзительно играл, когда гроб с телом Елизаветы опускали в часовню Святого Георгия в Виндзоре.