Войти в почту

Актриса Ирина Старшенбаум: Российские таланты нужны во всем мире

На киноэкраны вышел фильм «Сестры» — российский мистико-психологический триллер о домашнем насилии, одну из главных ролей в котором сыграла Ирина Старшенбаум.

Актриса Ирина Старшенбаум: Российские таланты нужны во всем мире
© Вечерняя Москва

— Ирина, фильм смотрится на одном дыхании. Как сложилось ваше сотрудничество с его создателями?

— Мы с Иваном Петуховым (режиссером фильма «Сестры». — «ВМ») уже работали вместе. Несколько лет назад он снимал короткий метр под названием «Нет». Это была такая милая романтическая история про пару, где парень (Александр Паль) делает предложение девушке, моей героине, а она отвечает ему «нет».

А до этого у Вани была еще одна очаровательная короткометражка «Подарок», у него снималась Ума Турман в главной роли… А через пять лет я получаю сценарий фильма «Сестры». Я обрадовалась, потому что в основном снимаюсь в драматических картинах, а тут думаю: наконец-то будет что-то нежное, легкое, я отдохну душой. Открываю презентацию и понимаю, что передо мной абсолютный вызов.

Я не сразу приняла решение сниматься, поскольку поняла, что роль требует большой ответственности, работы в полную силу, надо сделать это очень хорошо. Но в итоге сказала Ване: давай сделаем это.

— Начало фильма интригующее: интересная анимация, женский голос читает стихи. Зрителя сразу вводят в атмосферу страшной сказки.

— Ваня Петухов вообще меня поразил тем, насколько он детально продумывает каждый момент, он художник дотошный в хорошем смысле. В целом фильм получился не только художественный, но еще и очень «терапевтичный». Очень органично встроены в ткань повествования психологические термины «агрессор», «жертва», «спасатель». Показано, как работают социальные механизмы: как общество реагирует на человека, пережившего насилие в семье. Получилась в самом деле «страшная сказка» для взрослых людей — именно языком сказки доступнее всего можно рассказать о такой острой проблеме большому количеству людей. Плюс ко всему жанр хоррора (мистического триллера) — один из самых популярных у российской молодежи.

— При этом ваша героиня — очень реалистичный персонаж. Ее жизнь постоянно в опасности. По подсчету ООН, в 2021 году каждый час в среднем более пяти женщин или девочек становились жертвами убийства со стороны одного из членов их семьи.

— Недавно я узнала, что за два года пандемии 71 процент убийств женщин в России произошел в семье. Мы постарались представить конфликт в этой семье максимально реалистичным.

Это среднестатистическая семья, которая живет в городе Новокузнецке. Женщина пытается зарабатывать на жизнь. Она делает торты, стараясь создать себе ка кую-то автономность, личное пространство, чтобы отвлекаться и как-то выживать. Такие истории происходят во многих семьях — прямо сейчас. Множество женщин по вполне объективным причинам не могут сбежать от своих мучителей. И именно это сходство с реальностью делает нашу сказку еще страшнее.

Многие не подозревают, что такие семьи есть рядом с ними. Мы живем в своих «пузырях», ходим к психотерапевтам, «контейнируем» свои чувства, у нас есть возможность развиваться. Но нельзя забывать о том, что есть огромное количество людей, которым совсем не до этого.

— В голливудском фильме «Газовый свет» 1944 года жену от мужа-тирана спасает добрый полицейский. Современные российские киногероини все чаще спасаются сами.

— Понятие «русская женщина» меня восхищает, наши женщины всегда были сильными. Работали наравне с мужчинами, получали равную зарплату и не боялись ничего. После войны взваливали на себя семью и вообще все тяготы жизни. Наш фильм тоже про эту мощную природу русской женщины, которая умеет найти в себе силы для выживания даже в самой критической ситуации. К сожалению, в России до сих пор нет закона о профилактике домашнего насилия. Хотя я сейчас снималась в Италии, и продюсер фильма рассказала, что в Италии есть такой закон, но, к сожалению, часто он не работает. «Такие фильмы, как «Сестры», нам тоже нужны», — сказала она.

— А вы сталкивались в Италии с русофобией?

— Во-первых, итальянцы довольно похожи на русских. Во-вторых, я работала с англичанами, это английский фильм. У нас сложился мультикультурный коллектив: и итальянцы, и британцы, и евреи, и я — русская. Конечно, адекватных людей подавляющее большинство.

Ни одного случая русофобии я не встречала. Люди понимают, что культура отмены по отношению к России — глупость. Искусство отменить невозможно. Талантливые россияне нужны будут всегда, они незаменимы. Российские профессионалы продолжают работать на международных рынках. Нельзя и спортсменам запрещать участие в соревнованиях. Такая «стерильность» лишает людей развития, превращает в роботов.

ДОСЬЕ

Ирина Старшенбаум родилась 30 марта 1992 года в Москве. Окончила Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова, факультет «Медиабизнес и связи с общественностью».

Параллельно закончила курсы «Психология средствами театра» в Московском университете психологии и педагогики. Всероссийская известность к актрисе пришла в 2017 году, после съемок в фильме Федора Бондарчука «Притяжение»

СЮЖЕТ

Молодая мать и жена Анна (Ирина Старшенбаум) регулярно терпит жестокие побои от мужа Андрея (Никита Ефремов). Агрессия Андрея нарастает, он начинает срываться даже на ребенке. Оказавшись в безвыходном положении, Анна получает послание от неких потусторонних сил — о том, что проблему с «домашним боксером» можно уладить. Вопрос только в том, готова ли героиня пойти до конца.