Чайковским может стать не каждый
Грамотно составлять нотные записи и толковать чужие партитуры, создавая на их основе художественное сладкозвучие, недостаточно, чтобы именоваться профессиональным сочинителем или аранжировщиком музыки. Помимо тяги к гармонии звание композитора обязывает иметь высшее образование, гарантирующее навыки мелодического и ритмического оформления оригинального произведения. Также автор должен уметь подбирать исполнительский состав, а в случае творческих разногласий быть способным доработать сонату или кантату до приемлемых кондиций. Такие нормативы, прежде отсутствовавшие в правовом поле, закреплены отныне в профессиональном стандарте композитора. «Парламентская газета» выясняла, насколько норматив поспособствует раскрытию таланта нынешних Мусоргских и Стравинских.
Композитор не редактор
До недавнего времени российские сочинители музыки, сколь гениальными бы ни были их произведения, с юридической точки зрения в правовом поле не существовали. Как правило, филармонии или театры сотрудничали с ними, проставляя в договоре вместо «композитора» иные специальности типа «музыкальный редактор» или «куратор». Соответственно, трудовые функции авторов музыки отражались некорректно.
В дело вынужден был вмешаться президент, поручивший Минкультуры вместе с музыкальным сообществом при участии членов Союза композиторов устранить несправедливость. В итоге появился профессиональный стандарт композиторов, утвержденный Министерством труда и соцразвития 25 октября.
С этого момента профессия композитора получила официальный статус, что подразумевает социальные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, как и у представителей других профессий.
В принятом стандарте указаны основные трудовые функции сочинителя музыки, требования к его образованию, знаниям и навыкам, необходимым для профессиональной деятельности. В документе среди прочего отмечается, что профессиональная деятельность композитора включает одну обобщенную функцию — «создание музыкальных произведений».
Всего в документе обозначены пять видов деятельности композитора. Помимо создания партитур с применением традиционных музыкальных инструментов, особо выделены сочинительство музыки для кино, зрелищных мероприятий, а также с применением цифровых технологий. Кроме того, композитор должен уметь профессионально делать аранжировки и инструментовки произведений.
При этом в числе умений автора должны присутствовать способность анализировать концепцию произведения и сочетание аудио и визуального ряда, оценивать качество музыки, «соединять звуковые объекты, синтезированные и трансформированные в едином музыкальном тематическом поле».
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко в разговоре с «Парламентской газетой» заявила, что с точки зрения профессии композитор должен иметь высшее образование. При этом депутат указала, что автор музыки к произведению, зарегистрированному в Российском авторском обществе, тоже может считаться композитором.
«Как профессионал человек обязан иметь высшее образование. Но это не значит, что человек, который пишет стихи, должен иметь высшее образование в литературном институте», — добавила парламентарий.
Разделить придумщиков мелодий и композиторов
Певица Илона Броневицкая полностью поддержала такое нововведение. Она отметила, что композитор — это человек, который должен уметь писать в том числе крупные формы, например музыку для кино. А сейчас любой блогер-тиктокер может называть себя певцом, актером, поэтом и даже композитором.
«Сейчас время обесценивания таких профессий. Наверное, надо как-то разделить придумщиков мелодий и композиторов. Я за это, потому что надо поднять профессию на более высокий уровень. Остальные пусть пишут, не надо им запрещать, только не надо себя называть композиторами», — объяснила Броневицкая.
Певица напомнила, что у ее отца — композитора Александра Броневицкого — было два факультета консерватории, он читал вертикальную дирижерскую партитуру и прекрасно понимал гармонию. А это именно профессиональные навыки. «Музыка — это как высшая математика, это сложнейшая субстанция», — подытожила Броневицкая.
Профессиональный стандарт «композитор», введенный в нашей стране впервые, получил поддержку и в профессиональном сообществе. Актуальным и нужным это новшество считают такие именитые музыканты, как Юрий Башмет и Игорь Бутман. К ним присоединились и руководители профильных учебных заведений.
Музыкант и звукорежиссер из Санкт-Петербурга Алексей Вишня тоже согласен с введением профессионального стандарта. По его словам, это поможет обеспечить представителям музыкальной индустрии социальные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством. Кроме того, теперь музыканты впервые смогут рассчитывать на трудоустройство по специальности.
«Запись в трудовой книжке, социальные гарантии, конечно, не помешают. Ведь сейчас композиторы выходят на пенсию с минимальным размером, ведь должности «композитор» нет», — посетовал музыкант.
Но при этом он заметил, что прежде всего это творческая профессия. «Раньше композитору достаточно было заполнить тетрадь с нотным станом, и он прекрасно существовал как композитор, и некоторые даже оставались в истории», — сказал маэстро.
Напомним, что Алексей Вишня — музыкант, вокалист, автор песен, а также известный звукорежиссер. Он очень плодотворно сотрудничал с Виктором Цоем и группой «Кино». Именно благодаря Вишне все услышали песни альбома «Группа крови». Долгое время музыкальные произведения, как говорится, лежали в столе, записанные, но не сведенные по звучанию. Питерский музыкант все-таки доработал песни, дал жизнь новому альбому и даже посодействовал их распространению на кассетах.