На "Ленфильме" открыли выставку к 100-летию со дня рождения кинохудожника Беллы Маневич
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 30 ноября. /ТАСС/. Выставка, посвященная 100-летнему юбилею известного художника театра и кино Беллы Маневич (1922-2002) открылась в среду на "Ленфильме". Посетители смогут увидеть костюмы, реквизит из знаменитых фильмов, фотографии и эскизы мастера, которые редко демонстрируются публично.
"Это Художник с большой буквы, которая работала с самыми известными и замечательными режиссерами в нашей кинематографической истории. <…> Она была не просто художником-постановщиком, она была музой режиссера", - сказал журналистам драматург, киновед, один из кураторов выставки Александр Поздняков.
Белла Маневич пришла на "Ленфильм" в 1949 году. Вместе со своим супругом Исааком Капланом ей довелось работать с режиссерами Сергеем Герасимовым, Иосифом Хейфицем, Фридрихом Эрмлером, Виталием Мельниковым, Игорем Масленниковым, Алексеем Германом. Ее имя стоит в титрах таких лент, как "Три толстяка", "Белое солнце пустыни", "Царская охота". Она создала декорации и костюмы к "Зимней вишне" и фильмам о Шерлоке Холмсе. Среди последних ее работ - фильм "Трудно быть богом" Алексея Германа.
На выставке представили костюмы из "Дамы с собачкой" и "Царской охоты", эскизы к картинам "Белое солнце пустыни", "Отпуск в сентябре" и многим другим. Демонстрируются и фотографии, зарисовки, записные книжки из семейного архива Маневич-Каплан.
О Маневич
По словам Позднякова, Маневич отличали педантичность и скрупулезный подход ко всему, что она делала. В качестве примера он привел ее работу над киноисторией о Шерлоке Холмсе. "Были пересняты горы, монбланы фотографий из старых изданий, иллюстрированных журналов: как выглядел фасад дома на Бейкер-стрит 221 Б, чем была выложена эта мостовая, находили поразительны вещи в Ленинграде", - рассказал Поздняков.
"Возле метро "Старая деревня" находится домик Салтыковых, построенный в стиле британских коттеджей. И на Каменном острове сохранилось огромное количество таких коттеджей, маленьких замков, зданий в стиле модерн, которые она легко превращала в настоящую Британию. <…> Игорь Федорович Масленников под руководством своей любимой Беллы Семеновны, которая действительно многое добавила к картине, создал настоящий шедевр, как будто бы снятый в Британии XIX века. Посмотрите, как наполнен кадр: какими-то удивительными барометрами, пришпиленными бабочками, <…> старинной мебелью - все это художник-постановщик по имени Белла Семеновна Маневич", - отметил киновед.
По словам коллег по киноцеху, художнице были присущи абсолютный вкус, самодисциплина и постоянное стремление к новым знаниям. "Она не ходила без блокнота. Если она видела какое-то лицо в автобусе, она тут же его зарисовывала. <…> Она советовалась со знатоками по оружию, по геральдике, как выглядел тот или иной оттенок, когда они снимали фильм "Овод". Все это вручную раскрашено, это огромный труд. <…> Она все время конспектировала, выписывала из книг. Она была человеком, ненасытным в познаниях", - отметил Поздняков.
На вернисаже внучка Маневич - Аполлинария Аврутина, известный тюрколог, доктор филологических наук Санкт-Петербургского государственного университета, прочитала несколько стихотворений, написанных ее бабушкой. "Все знают Беллу Семеновну как художника, но она была еще невероятно талантливым поэтом. Я надеюсь, что мы с Александром Николаевичем [Поздняковым] издадим обязательно ее стихотворения в обозримом будущем", - сказала она.
Выставка "Художник рисует кино" разместилась в Библиотечном фойе "Ленфильма". Она будет доступна для посещения до конца января 2023 года, ее можно будет увидеть, посетив киностудию с экскурсией.
Еще одна выставка к юбилею Маневич откроется 2 декабря в Музее В. В. Набокова СПбГУ. Основу экспозиции составила большая коллекция картин и предметов из архива Маневич и ее супруга Исаака Каплана, переданная в дар университету внучкой художницы в 2020 году.