Войти в почту

Сделать инвалидность особенностью. О тех, кто не сдался и вдохновил других

"Окский ПараФест" в Дзержинске

Сделать инвалидность особенностью. О тех, кто не сдался и вдохновил других
© ТАСС

"Я вообще не понимал, что со мной произошло. Первые месяца три после того, как я приехал домой из больницы, у меня был упадок сил и депрессия" — так вспоминает события десятилетней давности Михаил Четвертаков из Дзержинска.

В 29 лет прыгнул со второго этажа, получил перелом позвоночника и оказался навсегда прикованным к инвалидной коляске. Смириться с мыслью, что больше никогда не сможешь ходить, было непросто, но помогло увлечение музыкой — начал писать песни и выкладывать их в интернет.

"Появились запросы, стал писать песни за деньги. Поехал в санаторий на реабилитацию, познакомился с такими же колясочниками, там же встретил Алену Бекишеву. Она поет, я пишу песни, и мы создали музыкальную группу ДНК — "Друзья на колесах". Периодически выступаем по сей день. Новые знакомства мне очень помогли, я понял, что коляска для меня всего лишь средство передвижения", — поделился Михаил.

Потом появилось еще одно увлечение — участие в соревнованиях по паралимпийским видам спорта. Побывал в том числе в Молдавии и Белоруссии. После чего Михаил и его друзья решили, что в родном городе Дзержинске тоже должен быть такой фестиваль. Так и появился "Окский ПараФест". На первый фестиваль в 2016 году не ожидали много участников, но в итоге приехало больше 70 человек. С тех пор их количество постоянно растет.

"В этом году в фестивале участвовало около 15 регионов, белорусы приехали. Людей с инвалидностью было около 200, а всего на площадке более 350 человек, вместе с волонтерами и сопровождающими, — рассказал Михаил. — Для нас это огромная цифра".

Фестиваль проводят ежегодно в сентябре на территории детского пионерского лагеря. Участники могут попробовать свои силы в разных видах адаптивного спорта — теннис, дартс, гонки на колясках, пауэрлифтинг, армрестлинг, спортивное ориентирование, лазерный биатлон, шаффлборд и игра бочча. Дополнительно организовывают встречи с психологами и даже мастер-классы по макияжу.

"В этом году впервые к нам на фестиваль приезжали спикеры из числа людей с инвалидностью, которые уже добились успеха в разных видах деятельности. Мы провели такие мотивационные встречи, чтобы ребята, которые недавно столкнулись с инвалидностью, понимали, что жизнь продолжается. В этом году было много тех, кто впервые к нам приехал, сарафанное радио работает", — отметил организатор фестиваля.

Он признается, в организации такого масштабного события есть и много сложностей. Например, в этом году ему надо было думать, как одновременно накормить 350 человек обедом. На помощь пришла воинская часть, которая приехала к ним с полевой кухней.

"У нас прошло семь фестивалей, и всегда нас грантово поддерживала компания "Сибур" в рамках программы социальных инвестиций "Формула хороших дел". Сначала было трудно находить партнеров, грант не резиновый. А сейчас нам часто предприниматели звонят сами и предлагают свою помощь. Спортшкола дает доступ на свои площадки, учебные заведения сами предоставляют своих волонтеров, нам даже просить не надо", — пояснил Михаил.

У организаторов "Окского ПараФеста" еще много планов — увеличить программу фестиваля до пяти дней и организовать экскурсии по Дзержинску. Администрация города тоже идет навстречу активистам, даже готова увеличить поддержку, чтобы на базе лагеря, где проходит спортивный фестиваль, создать новый проект — летом проводить инклюзивные смены для детей.

Как рассказал Михаил, благодаря фестивалю и другим крупным инклюзивным проектам город стал более удобным для людей с ограниченными возможностями. Он сам теперь входит в городскую комиссию по федеральной программе "Доступная среда".

"Без моей подписи не сдается ни одна дорога, ни один двор, ни один социальный объект. Например, я проверяю пешеходный переход, чтобы он был доступен. Руками раза два-три прокручиваю колеса, отпускаю руки в стороны, и если я плавно въехал, то принимаю, — смеется он. — Нас глава города в лицо знает и по именам. Мы шумим в городе, мы в городе сломали большинство стереотипов об инвалидности".

"Город возможностей"

Если ты отличаешься, значит, запоминаешься, уверен 32-летний Алексей Транцев. Он получил первую группу инвалидности 14 лет назад, после того как схватился за оголенный провод. Результат — двусторонняя ампутация рук. Алексей — руководитель самарского "Инклюзивного ресурсного центра". В этом году с компанией-партнером запустил новую экспериментальную программу — блог "Город возможностей", в котором учит людей с инвалидностью продвигать свои проекты и показывает, что инклюзия может стать преимуществом.

"Это наша попытка научить множество ребят с разными формами инвалидности презентовать ее в социальных сетях. У нас в обществе принято считать, что инвалидность — это какой-то недостаток. Но она может стать "фишкой", благодаря которой наши ученики могут продвинуться в своем деле и получить популярность. Мы учим их рассказывать о своей профессиональной деятельности, о социальных проектах и творчестве в социальных сетях", — пояснил Алексей.

К проекту уже присоединились почти 700 человек. Сейчас обучение сосредоточили на "ВКонтакте".

"Очень сложно создавать новый проект, новое направление, когда ты не можешь ориентироваться на конкурентов, взять чужую инструкцию успеха. Чтобы вот так блог охватил всю страну с еженедельной поддержкой, такого не было, — отметил Алексей. — У нас прошло уже около 20 эфиров, они все насыщены содержанием, это динамично, бодро, как чаепитие с друзьями. При этом ты узнаешь много нового и вдохновляешься".

Команда проекта работает с личными страницами, блогами и сообществами некоммерческих организаций участников. Два раза в месяц проводят большие прямые эфиры, разбирают темы, связанные с инклюзивным блогингом, объясняют, как работать с фотографиями, текстом и видеороликами. Чтобы мотивировать, за выполненные задания и новые материалы в своих группах полагаются призы. Создан и специальный чат поддержки во "ВКонтакте", где можно общаться друг с другом.

Участники ведут свои блоги на самые разные темы. У Екатерины из Воронежа группа для людей с онкологическими заболеваниями, а Людмила из города Радужный публикует свои стихи, картины и рассказы о приключениях. Есть и те, кто стесняется проявлять активность — добавляются в чат, но молчат. Или смотрят эфиры и выполняют задания, но не ставят нужный хештег. Это нормально, уверяет руководитель проекта, особенно если инвалидность получена недавно.

"Люди привыкают к инвалидности, боятся общественного мнения, самое сложное — это расшевелить людей, чтобы они начали что-то делать. Хоть у нас в сообществе более 670 человек, при этом активных постоянных участников всего 47. Тем не менее мы видим также и потрясающее развитие. Самый показательный пример — наша участница из Екатеринбурга, незрячая девушка, которая пишет обзоры книг. У нее сообщество за этот неполный год выросло в 10 раз — было 50 подписчиков, в основном друзья и родственники, сейчас более 500. Учитывая, что не вкладывались деньги в коммерческое продвижение", — рассказал Алексей.

Для лучших участников недавно в Москве организовали инклюзивный блог-тур, отобрали семь самых активных человек из разных регионов России. В столице для них провели встречи с наставниками по написанию текстов и созданию видеороликов, они ходили в театр и катались на картинге.

"Мы зависим от грантовой поддержки, надеемся, проект продолжится в следующем году. Планируем посетить новые города, организовать новый блог-тур. Если будет продолжение, мы хотим сделать упор на популярный контент, обсуждаем сейчас подкасты", — поделился Алексей.

Его организация "Инклюзивный ресурсный центр" занимается большим количеством проектов для людей с ограниченными возможностями здоровья. По его словам, они каждый год выбирают новое направление — танцы, образовательные форумы, туризм — и пытаются сделать его инклюзивным. Смотрят, какая нужна техника, подбирают организационные схемы, чтобы люди с разными формами инвалидности — незрячие, колясочники, с нарушениями слуха — могли чувствовать себя комфортно.

"Когда стал инвалидом, обнаружил, что Россия действительно социальное государство. Для меня было шоком, когда через месяц после выписки из больницы я сразу стал получать пенсию, санаторно-курортное лечение, реабилитацию, протезы. У нас в России больше 10 млн людей с инвалидностью, и больше 70% из них не имеют постоянной работы и ведут пассивный образ жизни. Видимо, не оказалось рядом хороших друзей и знакомых, которые не дали бы им замкнуться в себе, — добавил он. — Но за последние десять лет в стране многое изменилось, сейчас практически в каждом крупном городе России есть достойные инклюзивные проекты, куда ребята с любыми особенностями могут прийти".

"Самые активные, молодые и талантливые"

О том, как создавать инклюзивные проекты для особенных детей, знает педагог-психолог Светлана Кондратьева. После выхода на пенсию она начала заниматься реализацией проектов в Нижневартовске для молодых людей с ментальными нарушениями. За эти три года уже выиграла три президентских гранта, еще два от губернатора Югры и один от крупного предприятия на территории Ханты-Мансийского автономного округа. Деньги потратили на гончарную мастерскую, организацию доступной среды, ремонт помещений, онлайн-занятия для подопечных на время ковидных ограничений, театральный кружок и тренировочную комнату, в которой ребята учились выполнять домашние дела — пылесосить, готовить и мыть посуду.

"Это все мы делаем на базе региональной общественной организации "Инклюзивный социально-творческий центр САМиТ", как мы себя расшифровываем, "Самые активные, молодые и талантливые". Мы работаем с молодыми людьми с ментальными нарушениями. Участники наших проектов постоянные — это подопечные центра. Всего их 25, им от 18 до 35 лет. Они все не учились в школе, и только четыре человека могут кое-как читать", — рассказала Светлана.

Центр занимается социальной адаптацией таких особенных людей, их учат приспосабливаться к жизни. В этом году запустили новый проект — студию росписи, которая стала логичным продолжением гончарной мастерской.

"Сейчас перед Новым годом делаем сувениры, лепим снеговиков, ежиков, зайчиков, то, что можно поставить под елку или повесить на нее. Они настолько счастливы, когда у них получается что-то красивое", — пояснила руководитель проекта.

Как признается Светлана, в будущем они хотели бы продавать фигурки и изделия, которые создают подопечные центра, но пока это только в планах. Также уже есть идея на следующий грант — сделать маленькую типографию, чтобы создавать из рисунков ребят открытки и печать на кружках. Молодые люди уже три года занимаются рисованием по воде, эти изображения как раз можно использовать.

А уже 2 декабря центр проведет первый инклюзивный бал в Югре, в котором будут участвовать 50 человек. Дополнительно для участия привлекут волонтеров из социально-гуманитарного колледжа, также зарегистрировались люди с инвалидностью, которые не состоят в центре и приедут из ближних городов.

"Делаем его за свой счет, не получилось выиграть грант, но мы не унываем. Наши ребята очень готовятся, девочки шьют платья, парни покупают жилетки, два раза в неделю у нас репетиции танцев XIX века, — поделилась Светлана. — У нас есть такие мечты, что бал станет ежегодным, хотим в следующем году опять попробовать на него выиграть грант. У наших ребят почти нет праздников, понимаете, а такой бал для них праздник. Как они танцуют — это не важно. У них счастливые глаза на репетиции, и, уверена, счастливые глаза будут и на балу".

Дарья Шарипова