Российский рынок MDM на перепутье

<p><span><span><span>Аналитики J'son &amp; Partners Consulting впервые в России провели оценку рентабельности проектов внедрения систем управления корпоративными мобильными устройствами (MDM).<br /> <br /> В опросе приняли участие 99 российских компаний из разных отраслевых сегментов (розничная торговля, транспорт, промышленность, энергетика) с парком устройств от 50 до 25 тыс. штук, как использующих, так и не использующих системы централизованного управления мобильными устройствами. При этом, как отметила руководитель департамента исследований и скаутинга технологий (ИТ/ИКТ/ИБ) J’son &amp; Partners Consulting Наталья Пчеловодова на экспертном вебинаре "Цифровые технологии - экономический эффект и перспективы применения MDM, EMM, UEM-систем в России и мире", чем больше компания, тем сложнее было найти тех, кто не применяет такие системы. Компании, которые участвовали в исследовании, были разделены на три категории: малые (до 100 устройств), средние (от 100 до 1000) и крупные (более 1000).</span></span></span></p> <p><span><span><span>Методика оценки была довольно консервативной: оценивалась только экономия времени технического персонала на проведение основных операций, связанных с обслуживанием мобильных устройств сотрудников. Это настройка нового устройства, обновление приложений и/или политик безопасности, вывод из эксплуатации, подготовка к передаче после увольнения или перевода, инвентаризация и т.п. При проведении этих операций выигрыш во времени составил от 2,1 до 25 раз, в расчете на одно устройство выигрыш составил 2 часа в малой компании, 3 часа в средней и 5 - в крупной. С учетом стоимости нормо-часа ИТ-администратора в 1394 рубля, выигрыш составил от 440 тыс. руб. в год для малого предприятия до 138 млн для крупного. В итоге полная окупаемость затрат для компании с 7000 устройств достигалась за 15 месяцев, с 2000 - за 19 месяцев, с 600 устройств - за 25 месяцев. Как отметила Наталья Пчеловодова, при небольшом парке устройств стоимость лицензий и затраты на обслуживание системы управления мобильными устройствами опережают возможный выигрыш, но тут начинают работать другие факторы, прежде всего связанные с обеспечением информационной безопасности и предотвращения рисков.</span></span></span></p> <p><span><span><span>Как отметила генеральный директор J’son &amp; Partners Consulting Светлана Водянова, по данным глобального исследования, в настоящее время 52% сотрудников используют для выполнения служебных задач личные устройства, и это стало дополнительным фактором риска. Такие устройства хуже защищены, и на них не распространяются корпоративные политики безопасности. В итоге до двух третей утечек данных и 57% проникновения вредоносного ПО происходит с личных устройств. Это способствует широкому распространению использования корпоративных систем управления мобильными устройствами (MDM, EMM, UEM). Если в 2019 г. их использовали лишь 5% компаний, то в текущем году, как ожидается, уровень проникновениях их превысит 50%. К 2025 г., по прогнозам, уровень проникновения систем управления корпоративной мобильностью достигнет 90%.</span></span></span></p> <p><span><span><span>Директор по развитию бизнеса "Открытой мобильной платформы" Алексей Коган напомнил, что с 2020 г. объем работы, который проводится с мобильных устройств, в России удвоился. Объемы корпоративной разработки мобильных приложений с 2019 г. растут на 25% каждый год. При этом как в мире, так и в России до 90% устройств не подключены к MDM и прочим системам управления.</span></span></span></p> <p><span><span><span>Руководитель практики "Инфраструктура рабочих мест" интегратора "Крок" Алексей Ватутин назвал ситуацию на российском рынке MDM/EMM/UEM-систем сложной. Из восьми ведущих игроков мирового рынка два никогда не были представлены в России, еще четверо ушли в феврале-марте, отключив своих клиентов от облачных сервисов. Еще один запланировал уход на конец текущего года. Остался только один, и, несмотря на индийские корни, он принадлежит одной из американских корпораций, и, соответственно, его работа в России также под большим вопросом. "Крок" предлагает российским заказчикам выбрать составное решение, элементами которого являются VPN, защищенные контейнеры и непосредственно система управления мобильными устройствами. В каждом сегменте есть как минимум два решения от российских вендоров или тех зарубежных поставщиков, которые остаются на российском рынке. </span></span></span></p> <p><span><span><span>Директор по развитию "НИИ СОКБ Центр разработки" Олег Ассур назвал три возможных стратегии для российских пользователей MDM/EMM/UEM-систем. Это продолжать использовать зарубежные решения, однако отсутствие обновлений быстро приведет к тому, что они перестанут нормально работать из-за того, что перестанут поддерживаться устройства с обновленными версиями ОС. Возможным вариантом может стать использование решений с открытым исходным кодом, но необходимо иметь внутренних разработчиков. И наконец можно использовать российские решения. </span></span></span></p> <p><span><span><span>По мнению советника генерального директора Positive Technologies Артема Сычева, у российских MDM-систем пока еще очень много "детских" болезней, которые довольно медленно устраняются. Это обусловлено тем, что до недавнего времени у российских вендоров была ограничена клиентская база. Плюс ко всему, у них ограничены средства на развитие продуктов. Много проблем связано и с тем, что осложнено взаимодействие с зарубежными экосистемами.</span></span></span></p> <p><span><span><span>Президент IW Group Алексей Синица, однако, утверждает, что для компаний, которые не попали в санкционные списки, взаимоотношения с Apple и Google принципиально не изменились: "Ни регистрация, ни публикация для обычных мобильных приложений не изменились. Они проходят по заведенной, стандартной процедуре, как в Apple Store, так и в Google. Исключение действует только для организаций, кто находиться в санкционном списке. Их активность контролируется, и приложения периодически удаляются. Для остальных - никаких сложностей у нас в компании не возникает. Ограничения существуют только с функционалом оплаты. К сожалению, с территории России, по российским картам платежи в текущий момент невозможны. Все остальное проходит в стандартном режиме".</span></span></span></p> <p><span><span><span>Руководитель направления мобильной разработки SimbirSoft Ринат Шамшутдинов назвал задачу построения новой платформы для управления устройствами актуальной: "Российские клиенты сейчас ищут варианты, и многие из них в итоге приходят к созданию собственных систем с нужным набором функций для решения потребностей конкретной компании. Причем решения на рынке РФ, скорее всего, будут создаваться только под Android и "Аврору". Конечно, разработка потребует времени, квалификации и ресурсов. По этой причине бизнес стремится найти партнеров среди опытных ИТ-поставщиков, усилить свой ИТ-департамент, если таковой есть, или выстроить взаимодействие штатной команды с внешней для ускорения разработки. В текущих условиях собственное решение выглядит оптимальным и надежным выходом. Задачу "догнать и перегнать" зарубежных конкурентов они не ставят. Разработкой и совершенствованием AirWatch компания VmWare занималась не один год. Добиться такой же популярности и удобства в использовании новичкам будет непросто. В перспективе, возможно, некоторые из них смогут продавать удачные решения другим участникам рынка со схожими потребностями".</span></span></span></p> <p><span><span><span>Ведущий разработчик Getmobit Алексей Хитров считает, что на сегодняшний день платформа Google чуть более доступна, чем Apple: "Большей частью потому, что пока не перекрыта возможность установки приложений из сторонних источников на свой страх и риск. Большая часть чувствительных сервисов, связанных с оплатой услуг, блокированы, нет возможности покупки приложений в магазинах, продления подписок. Разработчиков лишили дохода, пользователей - сервисов. Apple подкинула дополнительный квест с продлением подписки аккаунта для разработчиков. Все это должно подталкивать российские ИТ-сообщества и бизнес думать в направлении своих решений, платформ и, что не менее важно, безопасных точек распространения/продажи софта - своих магазинов приложений. Нужно ориентироваться на такой удачный опыт компании Huawei c AppGallery и не очень, связанный с компанией Microsoft, когда наличие своей хорошей экосистемы - это только часть, но нужно еще, чтобы к тебе пришли и начали публиковать свои приложения, зарабатывать на них и на рекламе. Необходимо заинтересовать бизнес".</span></span></span></p> <p><span><span><span>Алексей Синица считает российские решения зрелыми и вполне пригодными для работы и на текущей стадии: "Если мы хотим управлять мобильными устройствами, именно смартфонами, - за это отвечает один класс систем. Если мы хотим управлять мобильными приложениями, возможностью публиковать их и использовать на мобильных устройствах - это совершенно другой класс систем. Нет никаких ограничений, чтобы быть лучше, чем любые зарубежные решения. Здесь мы совершенно не догоняем, у нас уже есть системы управления устройствами, которые закрывают полностью весь функционал. Другой вопрос, если мы сравниваем локальные решения с глобальными экосистемами. Здесь нам необходимо немного больше времени".</span></span></span></p> <p><span><span><span>"Нужна ли единая платформа управления на базе Android, iOS, "Аврора"? Думаю, что нет. Если требуется независимость хотя бы в рамках своей страны, то нужно вкладываться и строить свои безопасные и привлекательные решения для инвестиций. Как вариант - обеспечить возможность всем компаниям, оказывающим разнообразные услуги, делать это без перебоев и страха, что завтра твоя платформа будет удалена из магазина или не сможет получать оплату через него. Нужна стабильность для российских предпринимателей, и на этом можно играть в текущей ситуации, - уверен Алексей Хитров. - Российские системы управления мобильными устройствами смогут догнать зарубежные разработки только при наличии большой вовлеченности в процесс как инвесторов, так образовательных учреждений. Необходимо компенсировать отток специалистов, постоянно создавать и наращивать дополнительные ИT-кадры. Вовлекать, начиная уже со школы, так, чтобы молодые специалисты видели ожидающую их перспективу, достигнув определенных ступеней развития".</span></span></span></p>