Дирижер Сергей Кондрашев: Русская музыка незаслуженно редко звучит на концертных площадках
Российская музыкальная культура объемна и многогранна, многие произведения, а подчас и имена композиторов незаслуженно забыты. Одна из задач симфонического оркестра радио «Орфей» — представить их зрителям. В музыкально-литературной программе «Зимняя сказка», которая пройдет 14 декабря на сцене Государственного Кремлевского дворца, прозвучат как признанные шедевры отечественной классической музыки, так и малоизвестные произведения. Руководитель и главный дирижер оркестра «Орфей» Сергей Кондрашев рассказал «Парламентской газете», в чем он видит миссию музыкантов сегодня.
- Сергей Юрьевич, какие произведения вошли в предновогоднюю программу «Орфея»?
- Первое и главное — все они имеют отношение к русской зиме, которую мы называем не просто временем года, но состоянием души. Это фрагменты из оперы «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова по сказке Александра Островского, его же опера «Ночь перед Рождеством», которую редко исполняют, фрагмент из Первой симфонии Петра Чайковского «Зимние грезы». И, конечно, мы не могли не включить в программу фрагменты из балета «Щелкунчик», под которые в этот раз танцевать никто не будет, но зрители увидят огромные декорации-проекции картин русских художников на тему зимы.
Во втором отделении зрителей ждет погружение в литературную и музыкальную классику. Отрывки «Метели» из «Повестей Белкина» Александра Пушкина со сцены прочтет народный артист России Борис Щербаков. А мы исполним «зимнюю» музыку Георгия Свиридова, которая, как мне кажется, является квинтэссенцией русской ментальности.
- Почему в программах оркестра всегда преобладает музыка отечественных композиторов?
- Я ни в коем случае не отменяю для себя мировую классику, но отношу себя в первую очередь к популяризаторам русской музыки, поскольку считаю, что она незаслуженно редко звучит на концертных площадках. Все знают «Времена года» Вивальди, а о том, что у Римского-Корсакова есть «Ночь перед Рождеством», знают немногие, хотя Гоголя, конечно, читали все. «Снегурочка» тоже звучит только в театрах, а на концертных площадках фрагменты из оперы редко услышишь. Мы открываем много неизвестной музыки, которую незаслуженно забыли или никогда и никто не слышал в рамках проекта «Возрождаем наследие русских композиторов». Занимаемся этим уже восемь лет, так что обращение к русской музыке - это не поветрие сегодняшнего дня.
- С каким настроением люди сейчас приходят на концерты?
- Мне кажется, зритель хотел бы на какое-то время уйти от реальности и повседневной действительности. Человеку в сегодняшнем информационном поле непросто жить и при этом находиться в гармонии с собой. Поэтому мы стараемся добавить ему на наших концертах ощущение внутреннего счастья. Для меня самая главная удача — когда у человека состояние счастья, музыки в душе сохраняется на несколько дней или хотя бы на несколько часов после нашего концерта. Это значит, что мы свою работу делали не зря.
- «Орфей» называют преемником традиций симфонических оркестров Гостелерадио СССР. О чем речь?
- Самое главное, что наш оркестр — звукозаписывающий. Наша основная деятельность — не столько концертные выступления, сколько создание контента для нашей радиостанции «Орфей». В этом году оркестру исполняется 25 лет, «Орфей» — единственный оркестр радио в России, хотя в Германии, например, в каждой федеральной земле есть такой оркестр и хор. Но мы развиваемся: одиннадцать лет назад, когда я пришел сюда работать, оркестр был меньше — всего около 25 человек присутствовало на первой репетиции, а сегодня только музыкантов у нас 70 и пять человек менеджерского и технического персонала. Костяк оркестра составляют солисты, каждый из которых является настоящим художником своего инструмента.
- Молодежь к вам приходит?
- Конечно. К нам приходят не только выпускники, но и студенты высших музыкальных учебных заведений, что полезно как для коллектива, в который вливается молодая кровь, так и для самих молодых музыкантов, которые получают свой оркестровый опыт уже не по студенческому учебному принципу, а в режиме регулярных репетиций и выступлений. Это возможность из учеников попасть сразу в мастера. Молодой человек оказывается в эпицентре музыкальной жизни, и я спрашиваю с него уже не как со студента, а как со сложившегося артиста, который все умеет и все может.
- Кремлевский дворец — один из самых больших и самых важных залов Москвы и страны. Его масштабы накладывают отпечаток на вашу работу?
- Внутри ГКД мы находимся давно, для нас это домашние стены. Мы обязаны учитывать особенности площадки, которые влияют на творческий почерк коллектива. Зал огромный, в нем часто приходится работать широкими звуковыми пластами — звучание оркестра должно отвечать масштабу этой площадки. За годы работы там у нас выработался даже определенный стиль звучания. А сложность заключается в том, чтобы не потерять камерную тонкость в звуке, ведь существует много музыки, которая должна звучать трепетно и тихо, чего Кремлевский дворец не всегда предполагает.
- Музыкальные эксперименты вы себе позволяете? И чего ждать от «Орфея» в ближайшее время?
- Если говорить об экспериментах со звуком, то они чаще касаются современной музыки. В основном они воспринимаются музыкантами благосклонно, но не всегда, особенно если нужно производить манипуляции с музыкальными инструментами, отличающиеся от их традиционного использования. Часто это происходит на фестивале Московского союза композиторов «Московская осень». Что касается экспериментов сценических, то есть такие постановки, где оркестр выступает в качестве действующего лица. Иногда мы выходим на сцену не в классических костюмах: фраках и смокингах, а, например, в рабочей спецодежде, если такое требуется по сюжету постановки.
В следующем году мы продолжим проект «Возрождаем наследие русских композиторов» и представим новые имена и произведения. Мы постоянно ведем исследовательскую работу в архивах и вскоре снова предоставим возможность слушателям прикоснуться к новой живой музыкальной истории.