Например, включаем мы какой-нибудь фильм, и порой делаем это без рассуждения — лишь бы отдохнуть после трудового дня. Или слушаем песни, смотрим так же клипы: включили что-нибудь — и ладно. А фильм, который включили, не только не имеет художественной ценности и не соответствует высоким этическим и эстетическим критериям, но и вообще исподволь пропагандирует весьма сомнительные вещи и даже представляет черное как белое, а белое как черное.

Что мы несем в мир
© Вечерняя Москва

В фильме как норма показана излишняя жестокость или легкость в отношениях между людьми, вредные привычки и зависимости, как естественная часть жизни. Мастерство актеров оставляет желать лучшего, манера исполнения вызывает много вопросов, как и излишняя натуралистичность некоторых сцен. Но мы продолжаем фильм смотреть, считая, ничего страшного в этом нет. Мы не придаем этим вещам серьезного значения, а так, смотрим краем глаза, занимаясь еще какими-нибудь делами.

Казалось бы, стоит ли вообще об этом говорить? Мелочи же какие-то, фильм случайный, да и я внимательно его не смотрю.

А не такие уж это мелочи на самом деле. Особенно если фильм этот смотрим или песни слушаем не только мы. Вроде бы и не смотрят, не отрываясь от экрана, но ходят по дому и поглядывают на экран дети, внуки или младшие братья и сестры. Что у них при этом откладывается в уме? Если мама, папа, дедушка смотрят такие фильмы, это значит, что подобное в порядке вещей. Если ребенок еще нежного возраста, то все, что делают старшие родные для него норма, образец. До определенного возраста в ребенке есть уверенность: все, что делают мои мама, папа, бабушка, правильно. И в этом случае наш сомнительный фильм в жизненном опыте ребенка фиксируется как эталон. Происходящее на экране воспринимается как некий стандарт, так называемые художественные особенности фильма воспринимаются как нормальные. То же самое и с песнями, клипами, рекламой. Если же это подросток, то просмотр чего-то старшими родственниками является для него «законным основанием» смотреть и слушать подобное и даже более «смелое»: если уж старшее поколение смотрит, то мне тем более можно.

Такой просмотр фильма или слушание песен вряд ли является единичным случаем. Если мы понимаем, что этот фильм или песня совсем не то, что мы желаем смотреть или слушать, видим что-то в нем сомнительное и переключаем телевизор на другой канал, то младшие члены семьи так же будут усваивать, что подобное «искусство» и распространяемые им ценности, образы и манеры вредны для него. Юный человек вырастает с установками, заложенными в семье. Через семью он выстраивает отношение к миру, восприятие искусства, в том числе и современное искусство. Установки, полученные в детские годы, очень сильны.

Влияет просмотр подобных фильмов и на нас самих. Если мы раз за разом смотрим, слушаем что-то случайное, не отличающееся высокими этическими и эстетическими достоинствами, то портится и наш вкус, сдвигаются наши рамки дозволенного, критерии допустимого, изменяются наши ценности. Это происходит постепенно и незаметно, не сразу — и в этом отдельная опасность. Мы сами не замечаем, как поддаемся тому, что еще недавно считали неправильным и недопустимым. Сами не замечаем, как происходит подмена важных понятий у нас самих, а наш вкус становится все хуже и примитивнее.

Или мы стоим на позиции, что мы — люди современные, а раз современные, то и должны жить по современным правилам, в потоке той культурной, а точнее бескультурной, волны, которая навязывается сейчас через многочисленные программы. Сначала мы всего лишь следуем чему-то внешнему. Например, гораздо меньше следим за своей речью, упрощаем ее, начинаем употреблять сленговые слова и выражения, для себя решаем, что прежние нормы языка общения устарели. Стараемся «быть проще».

Вот только мышление и речь связаны теснейшим образом, и упрощая речь, мы упрощаем и мышление: делаем его более приземленным, примитивным. Мы не замечаем, как нам становятся уже непонятны и неинтересны сложные вопросы, как мы все дальше отходим от вечных ценностей. Классика нам начинает казаться сложной для восприятия и скучной. Своим детям советуем читать что-то полегче. Мы бездумно отказываемся от наследия веков, уверяя, что сейчас «все по-другому», и детей и внуков растим как «современных людей», поэтому они растут во вседозволенности, с пониманием того, что им все должны, что у них сплошные права, но без осознания своих обязанностей и ответственности, без учета интересов других людей, без знакомства с правилами поведения в обществе, которые существовали всегда. Потом удивляемся: почему же выросло эгоцентричное инфантильное чудовище, с которым мы сами не знаем, как общаться? А ведь заповеди, нормы жизни, даны человечеству раз и навсегда, ничего не изменилось с тех пор ни в природе потомков Адама, ни в социальных взаимоотношениях людей.

«Сейчас все так делают» — «магическое» выражение, с помощью которого человек оправдывает любые свои поступки. Произнеся это выражение, человек как будто дает себе право на все. Люди позволяют себе ложь («сейчас все врут, попробуйте найдите честного человека»), присваивание чего-то, что им не принадлежит («не я один взял, сейчас везде так»), «свободу» в отношениях, отсутствие ответственности («сейчас все так живут, время такое»), пренебрежение чистотой семейных отношений.

Человек убеждает себя и других: я не делаю ничего плохого, особенного, я живу так, как живут сейчас другие люди, поступаю так, как поступают многие. Я хочу получать удовольствие, брать от жизни все.

В этом много лжи. Во-первых, во все времена есть люди, которые ведут себя достойно, и есть те, кто считает сквернословие, ложь и воровство нормой. Во-вторых, в этом есть преуменьшение содеянного: как будто какие-то мелочи, всего лишь внешняя «шелуха», а не нарушение этических норм, которые всегда были и на самом деле остаются аксиомой.

Давайте обратимся к поучениям подвижника нашего времени отцу Иоанну (Крестьянкину). Вот что пишет он в письме нашему современнику: «Какие бы хорошие не были мы по человеческим меркам, там, где нет Бога, нет жизни живой, созидающей, нет радости жизни. Где нет Бога, там хозяйничает враг Божий».

То есть, живя по современным «стандартам», мы сами обедняем и свой внутренний мир, а за ним и внешнюю жизнь, обрекаем себя на внутреннюю пустоту. Не может собой заменить сериал «ни о чем» глубины произведений Шекспира или Достоевского, а просмотр «картинок» — произведений Репина, Васнецова или Микеланджело. А без наполнения жизни Евангельскими смыслами — теряется ее глубина и цельность, теряется смысл самой жизни. О том же говорил и преподобный Силуан Афонский: «Кто читает плохие книги или газеты, тот наказывается голодом души, потому что пища души и наслаждение ее — в Боге. В Боге и жизнь ее, и радость, и веселие».

Человеку важно постоянно задавать себе вопрос, что мы сами несем в мир? На что ориентируемся? Что считаем правилом жизни? Что транслируем как норму, как ценность жизни представителям младших поколений и тем, для кого мы авторитет? Не ищем ли мы себе бесконечных оправданий? Не подменяем ли истинные ценности детям своим безразличием?

Все когда-то ошибаются, все порой совершают не самые лучшие поступки, делают не лучший выбор, поддаются не самым лучшим чувствам. Но если жизненный вектор правильный, если человек чувствует, что он предходит перед Богом, то он сам себя остановит, когда встал на неправильный путь, и поймет, что делает что-то не то, постарается исправить ошибки, вернется на верный путь. А вот если ценности перепутаны, если ищем самооправдания и не стараемся жить по совести, по заповедям Божиим, то ситуация может зайти далеко. Каким мы передадим мир следующим поколениям, зависит от нас.