Волгоградцы вновь окунулись в музыку души великого маэстро
В Волгоградском музыкальном театре состоялся вечер памяти бывшего главного дирижера, заслуженного деятеля искусств РСФСР Вадима Венедиктова, которому вчера, 7 декабря, исполнилось бы 85 лет.
Более 30 лет своей творческой жизни Вадим Николаевич Венедиктов посвятил городу-герою Волгограду, из которых более 20 лет – Волгоградскому музыкальному театру. На его сцене выдающийся музыкант осуществил постановку более ста спектаклей различных жанров – от оперы и балета до оперетты и современного мюзикла, выступая в роли дирижера-постановщика, музыкального и художественного руководителя театра.
Концерт памяти незабвенного маэстро его бывшие коллеги не случайно назвали символически – «Музыка моей души». В программу этого вечера они включили самые популярные мелодии мировых музыкальных хитов, которые Вадим Николаевич сам аранжировал и представлял волгоградцам и в театре, и на различных концертных площадках.
Это был редкой души человек, беззаветно преданный искусству, делу, которому служил. Мы не раз беседовали с ним о его жизни и творчестве, и он каждый раз подчеркивал, что благодарен своей судьбе за все, чем она его одарила.
– У меня очень интересная, насыщенная множеством приятных моментов жизнь, – рассказывал Вадим Николаевич. – Профессия музыканта позволила мне многое повидать, встретить большое количество интересных людей, общение с которыми было поистине фантастическим.
Как музыкант Вадим Николаевич был просто гением, а в жизни – очень простым и доступным человеком. С ним всегда можно было запросто поговорить не только музыке и работе, но и о жизни. Помню, перед его бенефисом в канун юбилея в 2007 году я готовил с ним интервью для «Волгоградской правды», и в конце беседы у нас с ним состоялся такой интересный разговор:
– Вадим Николаевич, что же это за профессия такая – дирижер?
– Очень сложная и очень ответственная. Я считаю, что дирижером надо родиться. Махать руками я научу вас за пять минут, а вот любить и понимать музыку, вести оркестр – нет!
– А если я встану за ваш пульт и взмахну дирижерской палочкой, оркестр вступит и начнет играть?
– Конечно!
– А доиграет, допустим, увертюру до конца?
– Смотря как будете дирижировать…
Мы вместе улыбаемся.
– А если вдруг на вашем пульте погаснет лампа, вы уже не сможете дальше вести спектакль?
– Ну почему же?! Смогу! Я в первые годы вообще работал без партитуры. И у меня был даже к этому какой-то спортивный интерес.
– В театрах юного зрителя артисты очень часто работают под обстрелом своих любимых зрителей. А на дирижеров оперы и оперетты публика не покушается?
– В общем-то нет, но однажды, помню, на спектакле в Самаре школьники запускали самолетики и чем-то бабахнули меня по голове…
– А почему вы дирижируете то с палочкой, а то без нее?
– Ой, у меня один раз на оперном спектакле был любопытный случай. Я задел палочкой за пульт, она выскочила из рук и полетела вперед, переворачиваясь в воздухе, и потом буквально штопором стала падать вниз и вонзилась в инструмент альтиста. Был, естественно, испуг, крик, замешательство… Симфоническими оркестрами на сцене я обычно дирижирую палочкой, а в оркестровой яме театра, где пространство за спиной ограничено, как правило, – руками.
Поклонники Волгоградского музыкального театра наверняка помнят, что Вадим Николаевич отмечал свои дни рождения за дирижерским пультом. Кажется, совсем недавно зрительный зал взрывался овациями и возгласами «Браво!» на его концертах и бенефисе. Звучали они и в этот восторженный, и вместе с тем волнующий, и немного грустный вечер памяти после каждого музыкального номера в его великолепной аранжировке.
Весь вечер за дирижерским пультом стоял молодой коллега Вадима Николаевича – новый главный дирижер театра Денис Шитов, который и принял у маэстро по эстафете его дирижерскую палочку. Оркестр театра начал программу концерта своеобразным музыкальным приветом из прошлого – мелодией знаменитого русского романса в обработке Вадима Венедиктова:
Вам возвращая ваш портрет, Я о любви вас не молю, В моем письме упрека нет. Я вас по-прежнему люблю…
Творческий диапазон Вадима Венедиктова как музыканта был необычайно широк. Наряду с крупными произведениями уделял большое внимание «легкой музыке». Он был великолепным дирижером, пианистом, импровизатором, талантливым аранжировщиком и педагогом.
И хотя он, конечно же, был музыкантом академического направления, это не мешало ему с улыбкой время от времени говорить: «Я родился для легкой музыки!».
Он обожал и прекрасно исполнял джаз и абсолютно неподражаемо дирижировал программами так называемой легкой музыки, которая в исполнении симфонического оркестра под его управлением начинала играть новыми, более изысканными и яркими красками.
В концерте памяти маэстро прозвучали такие любимые всеми песни и романсы в обработке Вадима Венедиктова, как «Утомленное солнце», «Я помню вальса звук прелестный», «Цветы из Ниццы», «Бубенцы», знаменитые музыкальные композиции «Лунная серенада» Гленна Миллера, «Шербургские зонтики» Мишеля Леграна, «История любви» Франсиса Лея, «Вальс» Евгения Доги, «Чардаш» Витторио Монти…
Вокальную часть программы представляли солисты театра Светлана Османова, Леонид Маркин, Татьяна Жданова, Дарья Соломахина, Игорь Шумский, Максим Сытин и Эльдар Маградзе – вокалисты, с которыми Вадим Николаевич всегда работал с наслаждением и большим интересом.
Режиссер-постановщик программы – заслуженный артист России Владимир Колявкин, вела концерт заслуженная артистка России Анна Стрельбицкая.
На вечер памяти маэстро снова пришли поклонники его таланта, бывшие коллеги и друзья, чтобы еще раз окунуться в его очаровательные аранжировки и отдать дань уважения и памяти талантливому человеку.
Это был прекрасный, поистине незабываемый вечер – вечер торжества таланта человека, который оставил о себе хорошую память!