Рецензия на фильм "Тролль" Роара Утхёуга

В горах Доврефьелль из-за работ по прокладке тоннеля от тысячелетнего сна пробуждается гигантский тролль. Чудовище начинает двигаться в сторону Осло, круша все на своем пути. Для того, чтобы справиться с монстром, правительство Норвегии собирает совет из военных, политиков и ученых из различных областей. В состав группы входит палеонтологиня Нора Тидеман (Ине Марие Вильман), чей отец, эксцентричный фольклорист Тобиас Тидеман (Гард Б. Эйдсвольд), все детство рассказывал ей сказки о грозных существах, которые чуют кровь христиан и каменеют под лучами солнца. Еще недавно кино вроде "Тролля" казалось гражданином даже не просто большого экрана, а непосредственно исполинского IMAX-полотна, однако, удивительное дело, лента прекрасно чувствует себя в виде стримингового эксклюзива: за первую неделю на Netflix фильм набрал почти 76 млн часов просмотра — это рекорд для неанглоязычной картины. В условиях домашнего просмотра ленте явно тесно, ей не хватает этого IMAX-размаха, но парадокс в том, что "Тролль" в нынешнем виде и не случился бы без плашки оригинального проекта Netflix, которая обрекла его на малые экраны. Как рассказывают авторы, картина затевалась куда более скромной, а поддерживать ее должен был Норвежский институт кино, но потом подключился стриминговый гигант — и забросал производство деньгами. Теперь режиссер Роар Утхеуг, который до этого снял в Голливуде приключенческий боевик "Tomb Raider: Лара Крофт", а затем вернулся на родину, чтобы воплотить задумку 20-летней давности (по всей видимости, "Годзилла" Роланда Эммериха оставила неизгладимое впечатление), держит в уме парочку сиквелов. И тем не менее "Тролля" отчасти жаль. Фильм мало что способен предложить за пределами зрелищности, а телевизоры, хоть сколько-нибудь адекватные этой зрелищности, пока мало кому доступны. Это вполне стандартный боевик с кайдзю (так в Японии называют гигантских монстров), где половина экрана с чувством разносится в щепки, а сама лента дежурно шутит про Годзиллу и Кинг-Конга. Тут не брезгуют парадом насквозь клишированных героев в насквозь клишированных ситуациях, которые просто-напросто перемещены в пасмурные норвежские пейзажи и снабжены фольклорным колоритом. Даже здешние экологические размышления кажутся подсмотренными у заморских коллег — хотя, конечно, спасает скандинавская конъюнктура (шутка про Грету Тунберг звучит на 14 минуте). Незамысловатость "Тролля" не сильно его портит. В конце концов, тысячу раз встреченные ранее герои потому тысячу раз и встречались, что способны расположить к себе. А музыкальная тема, которая в течение полутора часов блуждает вокруг да около, но на финальных титрах все-таки разражается полуциммеровским ремейком Грига, безусловно, работает — что же еще тут, в самом деле, должно играть. Однако в какой-то момент возникает соблазн узнать, что бы из себя представлял "Тролль" без "нетфликсовских" бюджетов. В 2010 году норвежский кинематограф уже заходил на эту территорию с мокьюментари-хоррором "Охотники на троллей", вполне убедительно снятым вслед за "Монстро" Мэтта Ривза за сущие копейки. За прошедшие 12 лет прогресс в области спецэффектов заметно шагнул вперед, и сложно отделаться от мысли, что больше всего "Троллю" пригодились бы ограничения, как правило, влекущие за собой чудеса художественной изобретательности. Но тут уже ничего не попишешь: этот монстр проснулся таким, каким проснулся, и идет крушить столицу.

Рецензия на фильм "Тролль" Роара Утхёуга
© Газета.Ru