«Сказка – ложь, да в ней намек»: в театре Камбуровой – недетские «Нянины сказки»
Гульназ Балпеисова представила свой взгляд на известные сказки. Чему можно удивиться или научиться, посмотрев этот спектакль, узнал корреспондент «МИР 24».
В Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой неожиданная премьера – Гульназ Балпеисова поставила «Нянины сказки» по произведениям Пушкина и Андерсена. Это место по праву можно назвать уникальным: здесь поэзия не уступает песням, а в основе драматургии не только текст, но и музыка. Гульназ Балпеисова – ученица Мастерской Римаса Туминаса. В театре Вахтангова идет ее спектакль «Саломея». И, надо сказать, несмотря на то, что многим зрителям это имя пока еще ни о чем не говорит, а почерк у режиссера уже сформировался. Это всегда определенный надрыв и довольно непривычный взгляд на привычную литературу.
И если произведения Пушкина – «Сказка о царе Салтане…» и «О рыбаке и рыбке» – вполне себе понятно переплетаются, то почему вдруг «Гадкий утенок»? Не стоит ждать здесь привычных образов – их нет. Все герои словно из какого-то кривого Зазеркалья. И да, это сказки скорее для взрослых. Ведь именно жизненный опыт помогает увидеть все безобразие и жуть, которые творятся в жизни этих сказочных персонажей. «Сказка ложь, да в ней намек…» И намеков тут очень много: все они рвутся наружу в тот или иной момент действия, чтобы словно прокричать каждому сидящему в зале: «Посмотри, в каком мире мы живем!»
А мир этот донельзя безумный. Впрочем, как и сама няня, которую играет Елена Камбурова. Добрая старушка, но только на первый взгляд. Ее смех вызывает дрожь и волнение. А если няня немного обезумела, то и герои сказок будут не в себе. И вроде сказки-то она рассказывает нормально, как в старые добрые времена, а вот исполняют их так современно, будто это молодежь так воспринимает и интерпретирует все, что говорит няня. Все словно перевернуто с ног на голову. Или это всего лишь разница восприятия поколений?
«Правду ль бают или лгут, дива я не вижу тут…»
Книги, зеркала, ветки деревьев, за которыми скрывается оркестр, красная тряпка – сценография Ирины Пиновой (Ютаниной) тоже словно напоминает нам, что все, что мы видим – отражение нашей привычной жизни и, может быть, даже и нас самих. И с одной стороны, все происходящее кажется нам удивительным, а с другой стороны, если получше присмотреться, то ничего удивительного-то как раз и нет. Ничем тут не удивят искушенную публику, но поводов для размышления будет предостаточно.
Ох уж этот смех. Зловещий, истерический, надрывный… Только вот не смешно совсем зрителю. Горько и даже отчасти страшно. Да, это однозначно взрослые сказки. Вот что происходит, когда мы вырастаем. Вот, во что всё превращается, когда реальностью становится сказка. Безумие вместо чуда. А мы всё равно ждём, верим, надеемся… Только смех уже совсем другой, не тот, что в детстве. Мелькают персонажи – люди – персонажи, а внутри почему-то так тяжело. Где же та беззаботность? Где золотая рыбка, исполняющая желания? Где лебедь белая? Почему со временем все становится черным? Где яркие краски?
«Этим нас не удивишь»
Дивиться можно весь спектакль, хотя удивительного вроде как ничего и нет. А в финале звучит совсем не русская музыка… И да, Андерсен внутри Пушкина. И это уж точно не случайно. Вот такие вот удивительные, но очень целомудренные «Нянины сказки» для взрослых глазами молодежи…