VR-фильмы: анализируем перспективы формата и смотрим современные работы
Россияне в среднем тратят около 13 часов в месяц на просмотр фильмов и сериалов, и это число растет с каждым годом. Благодаря развитию современных технологий и появлению фильмов в формате VR, мечта миллионов людей исполнилась: теперь каждый может почувствовать себя звездой блокбастера. Но до сих пор неясно, VR-фильмы — будущее или нелепый эксперимент?
В вопросе разобрался Сергей Лукашкин, эксперт по цифровой трансформации, реинжинирингу бизнес-процессов и стандартов обслуживания — специально для Daily Moscow.
Virtual Reality Films (VR Films) — это фильмы, созданные с помощью технологии виртуальной реальности. VR-кинематограф принято разделять на две категории: интерактивный, где зритель сам выбирает, как будут развиваться события, и панорамный, где предоставлен обзор на 360 градусов.
Последняя — очень похожа на компьютерную игру, с той лишь разницей, что история и атмосфера фильма важнее интерактивности.
Сегодня VR-кинематограф наиболее развит в США и во Франции, где государство официально поддерживает это направление. Сергей Лукашкин Эксперт по цифровой трансформации, реинжинирингу бизнес-процессов и стандартов обслуживания
Также к регионам, которые осуществляют заметные VR-проекты, можно отнести Западную Европу и Азию. Но отличительная особенность этой индустрии — международность производства.
Руководство Венецианского, Берлинского, Каннского, Роттердамского и других всемирно известных фестивалей уже несколько лет поддерживает развитие иммерсивных технологий и включают VR-фильмы в свои программы. А фильм «Жемчужина», созданный Google, стал первой VR-короткометражкой, номинированной на «Оскар».
Недостатки VR-фильмов
Но помимо пока еще необычного опыта погружения в кинокартину у VR-фильмов есть несколько недостатков.
Во-первых, для просмотра необходимо специальное, иногда дорогостоящее, оборудование, длительное использование которого может вызвать головную боль и тошноту.
LG Display совместно с Университетом Согён уже разработало технологию, которая с помощью искусственного интеллекта в режиме реального времени преобразует видео с низким разрешением в контент высокой разрешающей способности. Усовершенствование, распространение и повсеместное внедрение этой технологии — вопрос времени.
Во-вторых, при появлении доступа на 360, фокусироваться на сюжете фильма становится сложнее, а у режиссеров пока нет инструментов для четкого управления вниманием.
Поэтому часто акцент делается на визуальной составляющей, а не на смысле.
Оскароносный режиссер Роберт Рэдфорд не против новых технологий, «но в конце фильма я ловлю себя на мысли, что всё это похоже на сахарную вату. А где история?».
В-третьих, зрителю сложно делиться опытом просмотра VR-фильма: человек оказывается в одиночестве, даже если смотрит кино в компании. Пока устройства виртуальной реальности дают возможность развлекаться в одиночестве, но в ближайшем будущем, возможно, мы увидим VR очки и шлемы на людях в кафе, на улицах и в кинотеатрах.
Перспективы развития VR-кино
Ключевой фактор, который превратит VR-кино из нишевого в массовое явление — значительное увеличение количества потребителей контента.
Для этого надо широко распространить VR-аксессуары, повысить их качество и снизить стоимость.
Все предпосылки к этому есть: в 2020 году в России спрос на VR-гарнитуры вырос на 211% по сравнению с 2019 годом. Пандемия запустила необратимый процесс, который способствует развитию VR-отрасли.
Также в конце июня 2022 Samsung прекратил производство жидкокристаллических LCD-дисплеев. Теперь корейский гигант сосредоточился на выпуске органических дисплеев OLED и дисплеев на квантовых точках QD, которые позволят смотреть фильмы в формате VR.
Киноиндустрия стоит на трех китах: творчество, техническое оснащение и бизнес-модель. VR-фильмам надо одновременно развиваться по этим же направлениям, вырабатывая свой уникальный язык и способы распространения.
Сейчас VR-индустрия находится между подражанием традиционному кинематографу и созданием своего собственного формата. При этом главная задача — адаптироваться под современный запрос аудитории, как это произошло в эпоху развития телевидения: люди хотели смотреть на отражение собственной жизни. В результате появились мыльные оперы, которые обрели бешеную популярность.
Понимание того, где именно пригодятся устройства виртуальной реальности, определит, какой контент будет создаваться. Сегодня 60% VR-фильмов — неигровое кино, 30% — анимация, а оставшиеся 10% — игровые картины.
Большая доля неигрового контента в индустрии связана с тем, что немного «плоское» изображение усиливает эффект от документального кино, а смотрящий — всего лишь наблюдатель со стороны, который находится рядом с происходящим.
Игровое кино в VR-формате значительно отличается от обычного: зритель оказывается в теле главного героя и от его лица совершает действия, но не может сфокусироваться на главном из-за того, что картинка лишена глубины резкости.
Как только эта проблема решится, можно ожидать резкое развитие этого направления.
Сегодня самые популярные жанры игрового VR-кино — экшены, хорроры и фэнтези. Эти направления ярче всего позволяют зрителям переживать качественно новый опыт. В будущем, когда формат станет более привычным для восприятия, появятся драмы, детективы, комедии и т.д.
Благодаря тому, что VR-фильм затрагивает практически все органы чувств, авторы смогут сильнее воздействовать на восприятие зрителей.
Также создатели фильмов начали замечать, что находиться рядом с другими героями и при этом быть невидимками — странно, поэтому сейчас режиссеры начинают экспериментировать и ломать «четвертую стену», чтобы зритель становился полноценным участником сцены.
Это кардинально новый подход: еще ни разу герой фильма не смотрел прямо в глаза зрителю. При таком уровне погружения просто невозможно остаться равнодушным. Но это все еще о будущем.
Знакомимся с форматом
Пока VR-киноиндустрия находится на начальном этапе развития, можно просто познакомиться с форматом. Ниже — пять картин.
«Голодные игры»
Экшн-фильм, основанный на одноименном романе, события в котором развиваются в деспотичном государстве будущего. Франшиза стала хитом и обзавелась фанатами по всему миру. Благодаря 360 VR у вас будет возможность прожить жизнь главных героев, изучить навыки выживания и сразиться в финальной битве.
Фото на обложке: 徐 志刚