Вернуть интерес авторским лентам
В этом году в конкурсе участвовало десять кинолент: «Айта» Степана Бурнашева, «Большие змеи Улли-Кале» Алексея Федорченко, «Волны» Михаила Брашинского, «Доктор» Артема Темникова, «Клипмейкеры» Григория Константинопольского, «Медея» Игоря Волошина, «Меньшее зло» Виктора Шамирова, «Наводнение» Ивана И. Твердовского, «Не хороните меня без Ивана» Любови Борисовой, «Рядом» Тамары Дондурей. В состав жюри вошли: Владимир Климов, Дмитрий Данилов, Елена Лядова, Никита Тарасов, председатель — Алексей Герман — младший. Помимо конкурсного смотра, в рамках фестиваля провели форум киношкол, где различные крупные кинодеятели дали образовательные мастер-классы.
Со зрителями встретились представители Московской школы кино, ВГИКа имени Герасимова, Высшей школы кино «Арка», киношколы «Индустрия», ВКСР имени Данелии, школы дизайна и института кино НИУ ВШЭ, Московской школы нового кино. Отдельно организовали серию семинаров «Как смотреть авторское кино», с публикой пообщались Юсуп Разыков про фильм «Догвилль» Ларса фон Триера, Егор Москвитин про «Брата» Алексея Балабанова, Иван И. Твердовский про «Пианистку» Михаэля Ханеке, Юрий Быков про «Пылающего» Ли Чхан-дона. В рамках фестиваля провели и конкурс кинорецензий.
Кстати, среди учредителей смотра значатся Министерство культуры России, «Кинокомпания Альянс» и Российский фонд культуры. Посещать мероприятия «Зимнего», которые проводились в кинотеатрах «Художественный» и «Иллюзион», можно было бесплатно. Одной из главных задач фестиваля организаторы называют желание вернуть интерес аудитории к российскому авторскому кино. Любопытно, что если «Кинотавр», который проводили в Сочи и которого в этом году не будет, скорее был рассчитан на кинематографическое сообщество — фильмы конкурсной программы могли смотреть только аккредитованные участники, пресса, гости фестиваля, — то теперь «Зимний» в Москве явно ориентирован на людей, на зрителей, которые интересуются необычными российскими фильмами.
Названия и имена, представленные в конкурсе, в жюри, в мастер-классах, словно подобраны так, чтобы дать человеку, обратившему внимание на фестиваль, некий срез, общее представление о текущем состоянии авторского кинематографа России. Показали ленты разных жанров, стилистики, наполнения, непохожие друг на друга, как самоцветы, которые интересно разглядывать. Мы живем в шаткое время перемен, когда открыта возможность для проявления нового, для укрепления и укрупнения уже известного, для перехода на новый уровень развития.
И сейчас авторский кинематограф становится все более востребованным российским зрителем. Потому что люди ищут новые смыслы, выбирают для себя подходящую точку опоры, с готовностью открывают поле своего киновосприятия экспериментальному и креативному. По крайней мере в это хочется верить. Как и в то, что чем громче прозвучат яркие имена на фестивалях, тем больше вероятности, что зрители их запомнят.
«Зимний» не только дал возможность москвичам познакомиться с новинками отечественного авторского кино до того, как они выйдут в широкий прокат, но и помог расширить палитру восприятия, с помощью профессионалов указал на новые зоны интереса, подсказал направление тем, кто хочет получить кинообразование, помог проявить себя рецензентам. Начало — фундамент для будущего. Хочется, чтобы фестиваль жил дальше и дольше.