Войти в почту

Воскресить из небытия: проект «Сергей Василенко. Оживляя легенду»

Весь прошедший год в провинциальном Липецке происходило действо российского, а, возможно, и мирового масштаба. Коллектив Дома музыки «оживлял легенду»: возвращал слушателям имя и творчество народного артиста РСФСР и Узбекской ССР, лауреата Сталинской премии Сергея Никифоровича Василенко. Жизнь часто бывает несправедлива и к простым смертным, и к гениям. Сегодня можно лишь строить предположения, почему композитор, чьё имя достойно стоять рядом с именами Тихона Хренникова, Константина Игумнова, Надежды Обуховой, больше чем на полвека оказался забыт. До недавнего времени музыку Василенко знали только специалисты.

Концерт с аншлагом Получасовые овации и крики «Браво!». Ни одного свободного кресла в рассчитанном почти на тысячу мест зале. Секрет успеха сложился из нескольких составляющих. Яркая и разноплановая музыка: кантата «Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре», концерты для трубы и валторны с оркестром и эпическая поэма. Исполнители: симфонический оркестр Дома музыки, два камерных хора — из Липецка и тамбовский имени Рахманинова, солисты из Липецка, Воронежа и Москвы. Подготовленная публика, которая шла именно «на Василенко». В проекте объединили больше 200 музыкантов и учёных. Создали сайт и документальный фильм, издали книгу, провели конференции, выставки, мастер-классы для одарённых детей от лучших музыкантов страны. С концертами проехали по районам области. — Сейчас появился запрос на такие личности, — объясняет художественный руководитель Дома музыки Наталья Сосновская. — На настоящего русского человека, который отличался широтой души и таланта и содержал в себе тот самый русский код.

Феномен Василенко В жизни Сергея Василенко много неожиданных поворотов, романтических моментов и трагических коллизий. Как и белых пятен, которые ещё ждут своих исследователей. Его музыка — глубокая, разноплановая и очень русская. Профессионалы отмечают высочайшее мастерство, неискушённых слушателей подкупают искренность и одухотворённость. Творческое наследие Василенко огромно. Он автор шести опер, девяти балетов, 12 сочинений для оркестра, шести симфонических концертов. Написал музыку к восьми художественным фильмам, 12 спектаклям, более 200 романсов, песен, сюит и вариаций. Сергей Никифорович был и выдающимся дирижёром, и педагогом. Работая профессором Московской консерватории (с 1907-го по 1956-й), воспитал плеяду талантливых музыкантов. Среди его учеников — Александр Александров, Дмитрий Рогаль-Левицкий, Николай Голованов, Дмитрий Кабалевский, Арам Хачатурян и множество других звёзд. По инициативе Василенко в Московской консерватории создали кафедру инструментовки. По его трудам студенты учатся и сейчас. В 1939-м Василенко присвоили звание народного артиста Узбекской ССР, в 1940-м — народного артиста РСФСР, в 1947-м удостоили высшей награды за достижения — Сталинской премии I степени. 148 - Съезд Советских композиторов. Коваль, Захаров, Василенко, Хренников, Гнесина - президиум в Колонном зале

Место силы для творца Сергей Никифорович родился в 1872 году в Москве, в дворянской семье. Когда ему было 10 лет, его отец купил усадьбу в деревне Царёвка, недалеко от Долгоруково. Это место стало для Василенко самым любимым на Земле. Именно здесь он написал свои лучшие сочинения. «Большой двухэтажный дом в квазимавританском стиле, с решётчатыми балконами стоял на горе, — с любовью описывает эту усадьбу сам Василенко в книге «Воспоминания». — Вокруг росли пирамидальные тополя. С одной стороны к дому примыкал тенистый фруктовый сад, с другой — обширный парк с трёхсотлетними дубами. Лесистыми террасами спускались откосы к полноводной запруженной реке». — Атмосфера Царёвки, ворвавшаяся в душу мальчика своими звуками, красками, запахами, сопровождала его всю жизнь, — рассказывает исследователь творчества Василенко, директор Дома-музея «Край Долгоруковский» Надежда Крюкова. — Поддерживала его, дарила вдохновение. Она явственно слышна в лучших его произведениях.

Из юристов в композиторы Музыкой Серёжа увлёкся ещё в детстве. Он мечтал о консерватории, но отец велел поступать на юрфак Московского университета. Он подавал большие надежды, но волшебная власть музыки оказалась сильнее. На последнем курсе он решился «сменить юридическую карьеру на музыкальную». В консерватории он играет в оркестре, дирижирует, сочиняет музыку. Общается с композиторами и музыкантами, в том числе со своим кумиром Петром Ильичом Чайковским, с Рейнгольдом Глиэром, с Антониной Неждановой, с Николаем Римским-Корсаковым, с Сергеем Рахманиновым. — У него было много знаменитейших друзей, — рассказывает заслуженный деятель искусств России, доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Всеволод Задерацкий. — Нестеров, Врубель, братья Васнецовы. Одно это свидетельствует, что он был большой и яркой, светящейся фигурой. Выпускным сочинением Василенко стала опера-кантата «Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре» — по легенде о чудесном спасении китежан от нашествия Батыя. Он получил диплом 1-й степени и золотую медаль. Директор консерватории Василий Сафонов назвал работу произведением мирового масштаба. 147, Большой зал Московской консерватории, с симфоническим оркестром

Светить другим После выпуска Василенко пишет в стилях модернизма и символизма, обращается к европейской музыке 16–17-го века, в том числе лютневой. Его смелые эксперименты — первая в истории симфония для оркестра русских народных инструментов и «Концерт для балалайки с оркестром». Он много дирижирует, в том числе в Европе. Дружит с Камилем Сен-Сансом и с Рихардом Штраусом. Три года работает дирижёром Московской частной русской оперы Саввы Мамонтова. В 1907-м организует общедоступные Исторические концерты, они шли до самой Октябрьской революции. А уже в 1918-м снова организует в Москве концерты-лекции. — Сейчас трудно представить, чтобы в Сокольниках звучала симфоническая музыка, — рассказывает проректор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, профессор, доктор искусствоведения Константин Зенкин. — Это была блестящая страница в нашей музыкальной культуре. Василенко пришлось на традициях русской классической школы строить советскую музыкальную культуру. Осмыслить и революционные эксперименты 20-х годов, и академизм сталинского периода. Он пишет в разных жанрах: песни, оперы, балеты, симфонии, музыку к спектаклям и фильмам. Увлекается Востоком. Вместе со своим учеником Мухтаром Ашрафи пишет первую узбекскую оперу «Буран». Она имела оглушительный успех — 40 аншлагов. Сргей Василенко с женой, 1947 год

Рояль на балконе Василенко был одним из самых авторитетных деятелей культуры страны. Почему же его имя забыли? Возможно, из-за дворянского происхождения — опасного для тех лет изъяна. В 1917-м его арестовывали, он больше месяца провёл в Бутырке. После революции он ни разу не приезжал и в Царёвку. Официально. Хотя местные рассказывают, что в начале 1950-х в одежде нищего его видели у родника Гремячик и у речки Сновы. Эти места связаны с его любимой женщиной, Татьяной Алексеевной Шамбинаго, потом она стала его женой. Именно ей он посвятил Вторую симфонию — по мнению знатоков, самое сильное его произведение. Местные называют Василенко «добрым барином» и вспоминают его с теплом. В 1916 году, чувствуя приближение революции, Сергей Никифорович сам раздал земли крестьянам. И попрощался с ними — особым образом. — Мой дед рассказывал, что барин вывез рояль на балкон и играл день и ночь, день и ночь, — рассказывает жительница Долгоруково Валентина Черных. — А работники стояли поодаль и плакали. На финальном концерте были и долгоруковцы. Эти люди все годы хранили память о своём земляке. Зрители приехали из других городов и даже из Москвы. — Удивительной красоты музыка, тем более в таком представительном исполнении, — сказала кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Национального музея музыки имени М.И. Глинки Ирина Новичкова. — Эти сочинения великого мастера обязательно должен услышать каждый музыкант и вообще каждый русский человек. Уадьба Василенко

«МО», по материалам, предоставленным Липецкой филармонией Фото предоставлены Липецким Домом музыки

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях ВКонтакте Телеграм

Запись Воскресить из небытия: проект «Сергей Василенко. Оживляя легенду» впервые появилась Музыкальное обозрение.