Кинотеатры без поддержки, дефицит идей и кадров, сложности закона об ЛГБТ-пропаганде: о чем говорили на «Киноиндустрии в новой реальности»

На пленарном заседании «Киноиндустрии в новой реальности», где присутствовала глава Минкульта Ольга Любимова, проблемы индустрии обсудили широкими мазками. Министр сказала, что реальность в последние несколько лет все новее и новее. Отчиталась, что по линии Минкульта в уходящем году распределили 10 млрд рублей. В следующем выделят 11,6 млрд рублей, а в 2024-м и 2025 годах сумма поддержки составит 12,3 млрд рублей. Зал аплодировал.

Кинотеатры без поддержки, дефицит идей и кадров, сложности закона об ЛГБТ-пропаганде: о чем говорили на «Киноиндустрии в новой реальности»
© BFM.RU

Но это деньги в первую очередь на производство контента. А вот вопрос по федеральной поддержке кинотеатров Минкульт откладывает уже девять месяцев. Летом простаивали около 40% залов, сейчас — около 10-12%. Несмотря на то, что в новый год будет много российского контента, владельцы кинотеатров предрекают отрасли череду банкротств уже в начале года. Продолжает член совета Ассоциации владельцев кинотеатров, директор управляющей компании Cinema5 Алексей Воронков:

Алексей Воронков член совета Ассоциации владельцев кинотеатров, директор управляющей компании Cinema5 «Кинотеатры пытаются свои мысли донести в течение последних восьми месяцев, что не будет кинотеатров, негде будет показывать кино. На глобальном фоне у продюсеров, у госчиновников, у стримингов кино же будет сниматься, потому что в этом году выделили 10 млрд рублей, в следующем 11,5 млрд рублей, потом 12,3 млрд рублей. В этих деньгах нигде нет понимания, что надо как-то спасти кинотеатры, чтобы потом новые не строить. Эта тема постоянно обходится. У кинотеатров всего три варианта: либо дайте денег, чтобы не закрылись, либо скажите, что не будете помогать, и мы закроем 60-70%, остальные выживут точно, потому что рынок очень сузится, либо все-таки дайте нам зеленый свет, и мы начнем договариваться со студиями. Дайте нам закон, по которому можно будет брать контент, пока нашего российского еще нет. Но все вопросы по поводу параллельного импорта даже на этой конференции идут к продюсерам. Естественно, любой российский продюсер будет говорить: да ни в коем случае, мы должны делать свое кино. Просто период строительства собственного кино не смотрит на существование кинотеатров. Кино за год не построить, надо несколько лет на это».

Многие считают, что нелегальные показы потом отразятся на взаимоотношениях с крупными западными студиями и на том, будут ли показывать российское кино за рубежом. Правда, участники форума отметили: многие небольшие кинотеатры в спальных районах Москвы или кинозалы в регионах и так вовсю показывают сиквел «Черной пантеры» от Marvel и готовятся крутить новый «Аватар».

Заявления двух спикеров стали наиболее обсуждаемыми. Во-первых, известный продюсер Сергей Сельянов поднял тему дефицита идей:

Сергей Сельянов продюсер «Вызов самый главный всегда один. Сейчас он просто обострился. Это мозги, идеи, которые через людей генерятся, в периоды кризисов особенно это ощущаемо. Просто арифметически: 70% репертуара, в денежном выражении я имею в виду, ушло из кинотеатров, значит, их нужно заместить примерно таким же количеством, значит, российская кинематография должна производить 350-400 фильмов в год, из них будет примерно 35-40 собирать 90% кассы. Но эти 350-400 проектов нужно придумать. И не будет хватать в первое время кадров, обсуживающих эту идею. Но главное, чтоб эти идеи были. Как говорят продюсеры, у нас деньги есть, у нас идей нет».

У онлайн-кинотеатров тоже проблемы с контентом, но другого толка. Они работают с более дерзкими проектами. Скоро впору будет проводить фестиваль отложенных фильмов и сериалов, заявил вице-президент МТС по развитию медиабизнеса и генеральный директор компании «МТС медиа» / KION:

— Такая шутка гуляет в Сети, что накапливается уже достаточно сериалов и фильмов, которые по разным причинам не выпускаются.

— Это в том числе из-за закона против пропаганды ЛГБТ?

— Конечно, потому что находилось в производстве достаточно картин, где эта тема не пропагандировалась, но так или иначе присутствует в сюжете. Граница между пропагандой и показом условна, поэтому люди просто не хотят рисковать, чтобы получить статус нарушителя закона. Поэтому часть картин отложена по этой причине. Часть картин отложена, потому что не укладываются в повестку от слова совсем: они придумывались и производились в совсем другой исторической реальности.

— У KION много таких проектов, которые пока положены на полку?

— Пока один. Но раздаются требования. Бдительные граждане пишут доносы, исследуют контент, который лежит на платформах, выискивают, на что можно пожаловаться. Население очень активно работает редактором онлайн-кинотеатров.

В плане подписчиков у онлайн-кинотеатров все не так уж плохо, как с посетителями у традиционных кинотеатров. Если по весне был отток, то сейчас — даже некоторый рост.