Петербургские исследователи реконструируют киноатлас СССР и сделают его общедоступным

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 13 декабря. /ТАСС/. Команда исследователей Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры) РАН планирует в ближайшие три года завершить проект по реконструкции и изучению киноатласа народов и регионов СССР, который создавался в 1920-1930-е годы при участии в том числе советского кинорежиссера Дзиги Вертова и поэта Владимира Маяковского. Материалы предполагается разместить в общем доступе на специальном интернет-ресурсе, сообщил во вторник на пресс-конференции в ТАСС руководитель проекта, старший научный сотрудник центра арктических исследований МАЭ РАН Иван Головнев.

Серия полнометражных и короткометражных фильмов, которые служили своего рода кинолетописью, отражающей культурное многообразие народов страны и изменения в их жизни с приходом советской власти, создавалась тогда при участии специалистов науки, кинематографа, общественных организаций. Как рассказал Головнев, впоследствии реализация проекта была прекращена под влиянием перемен в политическом курсе. Сейчас его материалы находятся в киноархивах в разных регионах России, а также за рубежом, в том числе в бывших советских республиках.

"Наша работа сегодня заключается в том, чтобы заново смонтировать этот советский атлас, условно говоря, разыскав эти работы по спискам, которые мы имеем из архивов, - отметил Головнев, уточнив, что таких фильмов насчитывается около полутора сотен. - Коллективом МАЭ РАН ведется кропотливая работа, мы находимся примерно на медиане нашего проектного исследования. Впереди еще значительные исследовательские и популяризаторские работы. Мы бы хотели в перспективе создать интернет-канал с возможностью общего доступа из любой точки мира к этим материалам. Конечно, очень сложно будет показать все 150 картин в их реальном хронометраже, придется делать некий монтаж, сборку".

Этнографический материал и живая история в кадрах

Как пояснила старший научный сотрудник центра арктических исследований МАЭ РАН Елена Головнева, проект "Киноатлас" прошлого века предусматривал создание именно культурно-просветительских фильмов. В процессе реализации они были ранжированы по разным направлениям: этнографические, краеведческого содержания, также были антирелигиозные фильмы и картины на производственную тематику. Общий посыл в них - показать все многообразие страны на экране, с помощью визуальных средств, и довести это до самого широкого круга зрителей. По мнению исследователей, фильмы содержат ценный этнографический материал, который представляет большой интерес для науки.

"Такие большие, громкие имена документалистики в том числе принимали участие в проекте "Киноатлас", как, например, Дзига Вертов", - отметила старший научный сотрудник лаборатории музейных технологий МАЭ РАН Наталья Казурова. В работе над одной из картин также участвовал Владимир Маяковский.

"С одной стороны, режиссеры отправлялись на этническую периферию и несли идеологию нового государства в эти регионы", - отметила Казурова. С другой стороны, когда эти фильмы попадали в Москву и другие крупные города, они знакомили их жителей с жизнью в удаленных уголках страны. "Это работало как образовательно-прогрессистское движение", - добавила она.

"Документальные фильмы тех лет где-то специально, где-то интуитивно выстроены и подчинены определенной логике. Сначала режиссеры показывали традиционный быт: [к примеру,] как живут памирцы или жители закавказских республик. Затем они демонстрировали те новые веяния, которые приносила советская власть: как можно было модернизировать образ жизни, <…> сделать его более технологичным и современным", - разъяснила она. Третья часть картин была посвящена транслированию идей большевистской власти.

По словам Казуровой, такие архивные фильмы, с одной стороны, работают как прикладной материал, который можно "исследовать в рамках визуальной антропологии, культурной антропологии, истории, но и [одновременно] как очень важные прорывы - историографические и исторические - в плане киноведения". Она отметила, что со стороны публики сегодня запрос на показы таких материалов очень высокий, так как это "живая история соприкосновения с кадрами" того времени.

Проект по реконструкции киноатласа народов и регионов СССР реализуется на базе МАЭ РАН при поддержке Российского научного фонда. Он стартовал в 2021 году, его нынешний этап рассчитан до 2023 года включительно. "Если возможности нам позволят, то этот проект будет пролонгирован еще на два года - [в дополнение] к трем уже заявленным. В общей сложности это может потребовать около пяти лет", - отметил Головнев.