Войти в почту

«Гольдберг-вариации» Баха — тур по России: Омск, Тюмень, Пермь. Мировая премьера версии для гитары и баяна

С 19 по 21 декабря в Омской (Органный зал), Тюменской (Органный зал) и Пермской (Органный концертный зал) филармоний – концертный тур гитариста Ровшана Мамедкулиева, баяниста Иосифа Пурица и куратора проекта Андрея Устинова с мировой премьерой новой версии «Гольдберг-вариаций» Иоганна Себастьяна Баха для гитары и баяна.

«Гольдберг-вариации» Баха — тур по России: Омск, Тюмень, Пермь. Мировая премьера версии для гитары и баяна
© Музыкальное обозрение

Министерство культуры РФ Всероссийские филармонические сезоны Представляют Проект Московской государственной академической филармонии и газеты «Музыкальное обозрение» «www.баян.ru. Перезагрузка» Автор и куратор проекта Андрей Устинов «Иоганн Себастьян Бах. Гольдберг-вариации. Мировая премьера версии для гитары и баяна» Исполнители: Ровшан МАМЕДКУЛИЕВ — гитара Иосиф ПУРИЦ — баян Андрей УСТИНОВ — представление и интервью 19 декабря, Омск, Органный зал филармонии 20 декабря, Тюмень, Органный зал филармонии 21 декабря, Пермь, Органный концертный зал

Гольдберг-вариации Баха Каждого, кто пускается в профессиональный путь в музыкальном искусстве, музыка Баха сопровождает всю жизнь. Пьесы из “Нотной тетради Анны Магдалены Бах”, инвенции, маленькие прелюдии и фуги. Потом прелюдии и фуги из Хорошо темперированного клавира, Токкаты, Концерты, непременно Месса, Страсти и Гольдберг-вариации. Можно сказать, что «В начале был Бах». Где бы мы ни были, чтобы с нами ни происходило, мы всегда возвращаемся к музыке Баха. В каких бы музыкальных мирах до Баха и после Баха мы бы ни были — рано или поздно мы все равно возвращаемся на землю Баха, как к центру космоса, центру бытия. И мы думаем о жизни, о любви, о смерти, о боге и, кажется, что в силах услышать звенящую тишину вечности. «Гольдберг-вариации» Баха — вершина музыкального наследия человечества, произведение на века. «Гольдберг-вариации» написаны для клавесина в 1741 году. Великие музыканты обязательно входят в этот мир и, погружаясь в его тайны, все время открывают в нем новое. И исполнители делают переложения для своих инструментов. Существуют версии для струнного трио, для органа, для симфонического и камерного оркестра, для флейты, арфы, различных ансамблей, джазового трио, синтезатора, для электронных инструментов. Версия для гитары и баяна, я думаю, сделана впервые, и авторы ее — Ровшан Мамедкулиев и Иосиф и Пуриц. Так что исполнение ее 11 ноября в Камерном зале МГАФ в абонементе «www.баян.ru» стало мировой премьерой — и все дальнейшие исполнения в течение года тоже являются мировой премьерой. Андрей Устинов, автор и куратор проекта, главный редактор газеты «Музыкальное обозрение»

Проект Московской государственной академической филармонии и газеты «Музыкальное обозрение» «www.баян.ru. Перезагрузка» 10 лет «МО» вместе с Московской филармонией проводит цикл программ «www.баян.ru»: единственный абонемент на филармоническом пространстве, посвященный баяну: инструменту, вышедшему на академическую концертную сцену в середине XX века. Мы начали этот проект вместе с выдающимся баянистом Фридрихом Липсом. Он был первым, утвердившим баян как академический инструмент. В течение нескольких сезонов участниками абонемента были ученики и выпускники класса профессора Липса в РАМ имени Гнесиных. В 2021 проект вышел за границы МГАФ и Москвы. Концерты цикла «www.баян.ru» прошли в Новосибирске и Бердске в рамках Транссибирского Арт-Фестиваля и стали главной линией фестиваля «Кружева» в Вологде. Баянные программы прозвучали в Саратове на фестивале «Сотворчество». Абонемент сезона 2021-2022 был посвящен 90-летию Софии Губайдулиной, которая одним из первых академических композиторов обратилась к баяну и создала для этого инструмента несколько шедевров. Абонемент сезона 2022-2023 — своеобразная перезагрузка проекта. Новая репертуарная платформа, новые исполнительские имена. Баян и электроника, баян и барокко. Новые горизонты музыки для баяна. Андрей Устинов, автор и куратор проекта, главный редактор газеты «Музыкальное обозрение»

Ровшан МАМЕДКУЛИЕВ родился в 1986 в Баку. Окончил Нижегородскую государственную консерваторию имени М. И. Глинки (2009) и аспирантуру (2013) в классе доцента Алексея Петропавловского, в 2009–2014 преподавал в консерватории. С 2014 — доцент Академии имени Маймонида. С 2020 — доцент Российской академии музыки имени Гнесиных. Лауреат многих международных и всероссийских конкурсов гитаристов, обладатель первых премий и специальных призов конкурсов имени Лео Брауэра (Франция), имени Эйтора Вилла-Лобоса (Испания), имени Александра Фраучи (Москва), имени Франсиско Тарреги (Испания), имени Микеле Питталуги (Италия). Победитель одного из самых престижных состязаний — Международного конкурса Гитарного фонда Америки (GFA). Гитарист много выступает в России и за рубежом, его концерты проходили на многих известных сценах. В 2012 он исполнил сольную программу в нью-йоркском Карнеги-холле, в 2017 — в амстердамском зале Консертгебау. Как победитель конкурса GFA в 2012–2013 выступал с сольными концертами и мастер-классами в 50 городах США, Канады, Мексики и Бразилии. В 2019 состоялись гастроли музыканта по США. Музыкант выступает с сольными программами, в составе ансамблей и с оркестрами. Сотрудничал с оркестром парижской Высшей национальной консерватории музыки и танца, оркестром Collegium instrumentale (Валенсия), Азербайджанским камерным оркестром имени Кара Караева, Академическим оркестром русских народных инструментов имени Н.Н. Некрасова ВГТРК, оркестром Удмуртской Республики, Алтайским государственным оркестром «Сибирь», Государственным Нижегородским оркестром русских народных инструментов. В репертуаре музыканта—произведения от Баха до современных композиторов, а также собственные транскрипции (некоторые из них опубликованы в издательствах США). Специально для Ровшана Мамедкулиева написаны сочинения Никиты Кошкина, Сергея Руднева, Елены Лебедевой, Филиппа Лемэгра (Бельгия). Музыкант удостоен Премии Президента РФ, стипендий губернатора Нижегородской области и мэра Нижнего Новгорода

Фото Владимир Волков Иосиф ПУРИЦ родился в 1988 в Москве в семье известного баяниста и педагога Иосифа Пурица-старшего и Натальи Пуриц, создателя уникального класса начального обучения игре на баяне. Окончил Музыкальный колледж при Московском государственном институте музыки имени А.Г. Шнитке (класс профессора Андрея Леденева), Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс профессора Фридриха Липса). Продолжил обучение в Королевской академии музыки в Лондоне (класс профессора Оуэна Мюррея), став вторым из двух баянистов за всю 30-летнюю историю факультета, получивших диплом с отличием. Иосиф Пуриц — лауреат более тридцати международных состязаний, в том числе Classica Nova в Германии, где завоевал свою первую награду в возрасте восьми лет. Стал первым россиянином, одержавшим победу на Международном конкурсе в Клингентале в категории до 12 лет. Победитель конкурсов в Кастельфидардо (Италия, 2009), «Трофей мира» в Спокане (США, 2012), Arrasate Hiria в Испании (2011), в Клингентале (Германия, 2013), Первого Всероссийского музыкального конкурса в Москве (2013). В 2014–2016 был удостоен премий имени Карла Дженкинса, Фонда Хаттори и меценатов Королевской академии музыки в Лондоне. Неоднократно выступал на международном фестивале «Баян и баянисты» в Москве. В 2015 Иосиф Пуриц стал первым в истории академическим музыкантом BBC Introducing — британской платформы по поддержке молодых талантов. С тех пор он неоднократно выступал в эфире Британской телерадиовещательной корпорации, а также принимал участие в фестивалях и концертах, организуемых ВВС. Гастролировал в США, Великобритании, Канаде, Австрии, Швеции, Финляндии, Германии, Чехии, Китае, Франции, Испании, Израиле, Дании и других странах. Выступал в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П.И. Чайковского, Карнеги-холле (Нью-Йорк), Уигмор-холле (Лондон), венском Концертхаусе, Центре искусств Торонто (зал Джорджа Уэстона), концертном зале Нюброкайен (Стокгольм), Национальном доме на Виноградах (Прага), зале Пекинской консерватории, Датской королевской академии изящных искусств (Копенгаген), Зале UNESCO (Париж), Зале Государственной капеллы Санкт-Петербурга

Фото Дарья Каретникова Андрей УСТИНОВ — музыкальный и общественный деятель, музыковед, художник, журналист, критик, издатель, продюсер. Один из основателей (1989) и с 1991 главный редактор национальной газеты «Музыкальное обозрение». Инициатор, куратор, художественный руководитель, арт-директор, автор более 100 фестивальных, концертных, конкурсных, выставочных, композиторских проектов, филармонических абонементов. Среди них абонементы Московской филармонии «Персона—композитор», «www.баян.ru», «К 90-летию Софии Губайдулиной», «Instrumentarium», «Музыка войны и Победы. Сталинские премии. Камерная музыка 1941–1945», «Рихтер и Мравинский. Шостакович и Свиридов»; фестивали «Мечислав Вайнберг. Возвращение», «Мир музыки Всеволода Мейерхольда», «Кружева», MusicDocFest, «Музыкальное обозрение – Opus…» и «Сотворчество». Под руководством Андрея Устинова проходили фестивали, концерты, выставки, дни газеты «Музыкальное обозрение», музыкально-информационные форумы в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Воронеже, Екатеринбурге, Иваново, Казани, Костомукше, Краснодаре, Красноярске, Курске, Магадане, Магнитогорске, Мурманске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Петрозаводске, Петропавловске-Камчатском, Ростове-на-Дону, Ростове Великом, Салавате, Самаре, Саратове, Сургуте, Томске, Уфе, Ханты-Мансийске, Якутске. Организатор, куратор, ведущий, участник круглых столов, научных конференций, программ на радио и телевидении. Создатель Ассоциации музыкальных конкурсов России (2000) и Председатель Совета АМКР. Руководитель пресс-центров Международного конкурса имени П.И. Чайковского. Работал в жюри 40 всероссийских и международных конкурсов по разным специальностям. Член экспертных советов Министерства культуры РФ. Выступает с мастер-классами и лекциями по музыкальной журналистике. Выставки художественных работ Андрея Устинова (фотографии, коллажи, перформансы, инсталляции, видео-арт) экспонировались в 20 российских городах. Заслуженный деятель искусств России.

Элиас Готтлоб Хаусманн (1695 – 1774). Портрет Иоганна Себастьяна Баха. 1749 «Если есть на свете хоть один музыкант, о котором можно сказать, что он универсален, что каждое новое поколение в течение двухсот лет, прошедших со дня его смерти, воспринимает его с позиций своей эпохи; что он может выдержать любые суждения, любые прогрессивные идеи и изменения словаря и продолжает несмотря ни на что оказывать на людей многостороннее воздействие, животворное и в то же время таинственное, — то это Себастьян Бах. Он, пожалуй, единственный музыкант, на произведениях которого во все времена строились самые разные, порой противоположные художественно-эстетические теории и концепции. Моцарту баховские творения представлялись воплощением схоластического идеала, достойного всяческого уважения, но, с точки зрения самого Моцарта, предназначенного храниться про запас, для особых случаев — для эффектных фуг, благоговейных Kyrie, месс и мотетов. Для Мендельсона музыка Баха была венцом музыкальной архитектоники, воплощением духовного начала в сиюминутной реальности. В викторианскую эпоху она виделась музыкальным апофеозом тех далеких времен, когда вера еще держала разум в повиновении. Для поствагнерианцев Бах воплощал в себе идею контрапункта, был гарантом того, что архитектоническая сложность не исключает величественного звучания. Неоклассики видели в творениях Баха идеальные образцы ясной и совершенной музыкальной миниатюры, ценили точность выражения мысли. Серийных композиторов привлекает в Бахе изысканность обработки отдельных мотивов, а джазистов — неумолимая пульсация basso ostinato. Верующие находят в Бахе воплощение Божественного, агностики — земное упрямство. В общем, каждый ищет и находит в нем свое. Но чтобы достичь универсальности, надо освободиться от бремени истории, от конформизма, которого требует каждая эпоха. В действительности Бах не больше представляет свою эпоху чем Джезуальдо — итальянский Ренессанс, а Штраус —атомный век. Для этих композиторов искусство будто и не развивается, время словно остановилось; их творчество можно расценивать как движение назад, а можно — как движение вперед; они существуют в своем собственном измерении, в котором время то уплотняется, то вовсе исчезает. Бах возносится над всеми художественными догмами, над всеми вопросами, касающимися стилистики, вкуса, языка над легкомысленными и выхолощенными эстетическими концепциями». Гленн ГУЛЬД

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях ВКонтакте Телеграм

Запись «Гольдберг-вариации» Баха — тур по России: Омск, Тюмень, Пермь. Мировая премьера версии для гитары и баяна впервые появилась Музыкальное обозрение.