Войти в почту

Реквием по защитникам

Фильмы, как мы говорили в детстве, «про войну» снимают все. И «главная демократия мира» — США — тоже. А все потому, что «идеологические блоки» этих стран прекрасно понимают: новые поколения защитников сложно воспитать без соответствующего кино. Слава богу, дошло и до наших.

Реквием по защитникам
© Вечерняя Москва

Я всегда был неравнодушен к военным фильмам. И когда впервые посмотрел американские «Братья по оружию», а потом «Тихий океан», снятые Стивеном Спилбергом и Томом Хэнксом, впал едва ли не в депрессию. Меня терзал один вопрос: почему наши не могут снять что-то подобное? Материала — сколько хочешь. Яркие герои, судьбы, подвиги. Но вместо этого рынок ежегодно заваливали либо откровенным дешевым ширпотребом цвета хаки, либо неприкрытой злобной антисоветчиной. Как показывают последние события, наши «партнеры» очень хотели бы, чтобы этот дискурс сохранялся и далее. К счастью, не вышло. После того, как взахлеб посмотрел едва ли не несколько раз подряд «Живые и мертвые», когда почти наизусть выучил диалоги в «Они сражались за Родину», а перед каждым 9 Мая пересматриваешь «В бой идут одни старики» (и всякий раз он рвет душу как в первый), невозможно стало потреблять современные поделки.

Но тут в конце тоннеля забрезжил свет. Сначала — «Брестская крепость» (2010 год) Александра Котта. Эта картина сразу вывела российское военное кино на новую высоту. Новой яркой звездой вспыхнули «28 панфиловцев» (2016 год) — эту картину можно по всем статьям назвать по-настоящему народной. И, конечно, «Подольские курсанты» (2020 год) Игоря Угольникова. Кстати, в ряд прорывов среди военного кино я бы добавил кинокомикс — иначе я назвать его не могу — «Красный призрак» (2021 год) Андрея Богатырева, явно целящийся и попадающий в молодежную аудиторию.

Так как Угольников приложил руку и к созданию «Брестской крепости» (продюсер), и к «Подольским курсантам» (режиссер), хочется верить, что свою семейную историю — его дед пошел в ополчение и погиб — он снимет не менее трогательно и пронзительно. Удивительно, но, помимо «Живых и мертвых» (и, конечно, озеровской эпопеи), тема ополчения упорно обходилась отечественными режиссерами, как будто это было какое-то табу. Хотите малолетних урок? Пожалуйста. Уголовников-рецидивистов? Да сколько угодно. Маньяков-особистов, которые страшнее любых зверей из СС? Наслаждайтесь! А вот про народное ополчение — нельзя. Харам! Надеюсь, Игорю Угольникову удастся разорвать этот порочный круг и создать настоящий кинореквием по тем москвичам, которые в 1941 году вступили в 16 дивизий народного ополчения, созданных с единственной целью — задержать врага до подхода резервов.