Войти в почту

Врачи Донбасса ежедневно совершают подвиги, спасая простых жителей и военных

Во вторник, 20 декабря, вышел документальный фильм «Диагноз: жизнь» о врачах Донбасса, которые не уехали с начала военной спецоперации туда, где безопасно, а остались в самом центре военных действий, чтобы спасать ребят, защищающих родную землю. «Вечерняя Москва» познакомилась с автором идеи фильма — Анастасией Приказчиковой.

Врачи Донбасса ежедневно совершают подвиги, спасая простых жителей и военных
© Вечерняя Москва

Анастасия, которая стала еще и генеральным продюсером проекта, — дочь врача, который тоже не уехал.

«Донецкие врачи... Стальные люди, которые могут составить конкуренцию самым высшим силам... Люди, которые вытаскивают с того света, сберегают людям руки-ноги, помогают родиться новой жизни. Люди, которые помогают жить!» — говорит Анастасия в самом начале нашего разговора.

— Анастасия, ваш папа видел кино? Как отреагировал?

— Он видел трейлер. Я предлагала полную версию, но папа сказал: «Нет, кино я посмотрю на премьере». Касаемо реакции моего папы. Дело в том, что врачи живут во всей этой ситуации, поэтому и картину они воспринимают иначе. Наш фильм все же рассчитан на более широкую аудиторию, которая как раз не понимает и не осознает до конца, что сейчас происходит на Донбассе.

— Вы родились в Донецке. Каким помните город до всех событий?

— Когда мне было три года, родители развелись. В 1990 году мама уехала в Москву. Отец год где-то прожил в столице, но потом вернулся на родную землю. Собственно, его карьера началась в Донецком травматологическом центре, где он сейчас начальник медсанбата по лечебной части. Все мое детство, каникулы прошли там, на даче, где у меня были лучшие друзья. А потом, в 2014 году, дом разбомбили, и все изменилось. Появилось «королевство кривых зеркал», как я его прозвала. Очень тяжело смотреть на город, который когда-то, по моим ощущениям, был как вторая Москва. В нем жизнь била ключом! Рестораны, красивые люди, концерты… А с 2014 года Донецк превратился в город-призрак.

— Как вас отпустила семья на съемки?

— Ну а как иначе? Все прекрасно понимают, что в Донецке мои родные. А мой муж, он фаталист. У него не было выбора (смеется). К решению отправиться в зону боевых действий можно по-разному относиться, но я считаю, что есть в этом определенная свобода. В обычной жизни мы зачастую переживаем о какой-то ерунде. А когда ты попадаешь в другое измерение, ты понимаешь, что все, о чем ты беспокоишься в мирной жизни, — это пустяки. Ведь в этом мире в твой дом через секунду может прилететь снаряд, и тебя не станет. По сути, ты живешь одним днем. В этом и заключается свобода. Я бы назвала ее зловещей.

— Как долго каждый из героев фильма находится в зоне военных действий?

— Врачи, которые изначально работали Донецке, находятся здесь с начала военных действий, с 2014 года. У многих не было и мысли уехать куда-то, наоборот, они хотели помочь людям, быть полезными в тяжелой ситуации. Те врачи, которые приезжают в качестве волонтеров, находятся здесь с 2022 года. Например, хирурги из Мариуполя вместе с коллегами-волонтерами провели первую в мире операцию по удалению осколка, застрявшего почти у самого мозга — на уровне второго или первого позвонка! У местного врача Вадима Чайки собралась уже целая коллекция осколков, которые они вытаскивали из людей. Некоторые из них размером с кулак! Все прооперированные люди выжили. Или история с мальчиком из Николаевской области, которому разорвало руку осколками от снаряда, но врачи ее спасли, хотя шансы сводились к нулю! Сейчас Рома постепенно идет на поправку. Рука побаливает, но, по словам врачей, это хорошо — значит, простреливает нерв.

— Как врачи борются с профессиональным выгоранием, ведь они каждый день видят израненные тела и сломанные судьбы?

— Конечно, от такой тяжелой обстановки нужно абстрагироваться. Спать порой приходится по 4–5 часов, график ненормированный. Раненых могут привезти и в два ночи, и рано утром. Например, Елена Жукова, врач-кардиолог, снимает напряжение самыми простыми способами. Включает видео с участием известных визажистов и дизайнеров. Встречи с близкими, конечно, помогают.

— Появилась ли надежда на будущее у детей Донбасса после начала спецоперации?

— Все происходящее не может не сказаться на здоровье. За последние восемь лет акушеры увидели неутешительные диагнозы и различные осложнения. Порой приходится делать невозможное, чтобы женщина родила здорового ребенка. В прошлом году в ДНР родились порядка 8 тысяч малышей. Это значительно больше, чем в 2014–2016 годах.

— Наверняка и сами попадали в сложные ситуации во время съемок?

— Все время где-то рядом падали снаряды. Но ребята из гуманитарной миссии «#МЫВМЕСТЕ» обучили нас технике безопасности. Например, если мы на улице слышим свист, это значит, что снаряд близко и нужно лечь на тротуар лицом вниз, открыть рот и заткнуть уши. В таком случае есть возможность избежать контузии.

— Расскажите про вашу команду. Кто эти бесстрашные люди?

— Начну с Натальи Билан — гуру документалистики и телевизионного мастерства. С ней меня познакомил коллега Костя Никитин. Дело в том, что мама Наташи тоже хирург. На первой встрече мы поговорили и сразу поняли друг друга. Этот фильм — посвящение нашим родителям в том числе. Авторы сценария — Костя Хиц и Наташа Мозилова. Абсолютно все люди, которые работали с нашими героями и кому я показывала предмастер фильма, находились в восхищении, потому что никто не мог понять, как нам удалось разговорить врачей на такие откровенные темы.

— Каждая история фильма трогает по-своему. А что бы вы еще отметили?

— Меня очень трогает, в принципе, жизнь людей на Донбассе, в Донецке в частности. У нас был и есть такой консультант, журналист Игорь Гомольский — тоже помогал с героями и организацией съемок. Я знаю, что Игорь, а также другие ребята-волонтеры в свободное от работы время садятся в машину и подбирают людей, которые остаются на дороге после обстрелов, беспомощных стариков, не помнящих, куда идти, и так далее. Меня восхищает и поражает вот этот будничный, ставший рутинным героизм простых людей.

— О чем бы вы хотели, чтобы задумались зрители после просмотра этой картины?

— Я очень надеюсь, что этот фильм заставит задуматься о профессии медика. Во-вторых, нам было интересно попробовать понять, почему наши врачи, которые работают в Донецке, Горловке, Мариуполе, до сих пор остались там. Почему не уехали даже те, у кого была возможность? С чем это связано? Клятва Гиппократа или отсутствие выбора? Очень много философских моментов: как человек начинает относиться к жизни, к миру в целом. Этот фильм про то, что необходимо ценить каждую минуту, каждый день.

ЦИФРА

200 медиков-волонтеров отправились на Донбасс из Москвы и Санкт-Петербурга.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Андрей Гуров, экс-солист «Ласкового мая», волонтер:

— Наша волонтерская группа ездит в том числе в больницы, где лежат дети. Если бы вы знали, как они нуждаются в заботе и участии! И врачи, которые их лечат и поддерживают, совершают человеческий подвиг. От всего сердца хочу пожелать нашим врачам мирного неба над головой, здоровья семьям и близким.