Слабоумие и отвага. Рецензия на спектакль "О мышах и людях" Омской драмы
Легендарная постановка прошлых лет вернулась на главную омскую сцену с новым составом. Корреспондент "Омск Здесь" оценила премьеру и делится свежими впечатлениями. Посещать открытые репетиции Омской драмы мне раньше не приходилось, до 18 декабря. Так я посмотрела "О мышах и людях", хотя сама премьера была назначена на 20 и 21 декабря. По сути, открытая репетиция оказалась полноценным показом, актёры ни разу не сбились и не остановились, был антракт и даже работал буфет. Притом билет на любое место стоил всего 500 рублей. Но это так, зрителю на заметку. В своей рецензии делюсь впечатлениями от постановки, надеюсь, это поможет вам решить, стоит ли уделять внимание премьере. Золотая классика Спектакль по повести американского прозаика Джона Стейнбека на главной сцене Омской драмы поставил режиссёр Георгий Цхвирава. Это его четвёртая премьера в театре за год, до этого были блестящие "Смит и Вессон" , "Осенние скрипки" и недавний "Знаток женского сердца". Омский зритель ещё помнит "О мышах и людях" Вячеслава Гвоздкова, который шёл с 1995 по 2008 год. Тогда главные роли Джорджа и Ленни мастерски исполняли актёры Михаил Окунев и Владимир Девятков. Сегодня в интерпретации главного режиссёра драмы Джорджем стал Игорь Костин, а непростая роль слабоумного Ленни досталась Ивану Курамову. Кстати, перед премьерой мы пообщались с Иваном о том, каково это - сыграть одну из самых сложных ролей в его жизни, а ещё пофотографировались с милыми мышками. Приятели поневоле Одиночество часто вынуждает нас отчаянно цепляться за других людей, даже если их присутствие в нашей жизни негативно и разрушительно. Такие отношения сложились у главных героев премьеры "О мышах и людях" Джорджа и Ленни. Приятели поневоле бродят вместе по суровой Америке времён Великой депрессии в поисках работы и мечтают о своём ранчо. Каждый раз неудачливая парочка попадает в серьёзные неприятности, потому что "взрослая детина" Ленни наделён богатырской силой и слабым интеллектом, отчего он постоянно "творит беды". Обожающий гладить мышек и всякую пушистую живность Ленни становится настоящей обузой, грузом для работящего и смышлёного Джорджа. Наконец, найдя новую работёнку и почти обретя надежду на лучшую жизнь, парни сталкиваются с суровой и трагической действительностью. Случилось ли перевоплощение? Больше всего в новом спектакле меня интересовало перевоплощение Ивана Курамова. Это не просто первая большая премьера актёра, это ещё и гвоздь, главный механизм, на котором держится история. Ленни - источник всех проблем, по своей болезненной наивности даже не способный этого осознать. Интеллект маленького ребёнка и короткие, но мощные вспышки ярости да недюжинная сила - очень опасное сочетание, которое в итоге приводит к печальному исходу. Когда кардинальное актёрское перевоплощение происходит не с помощью грима и одежды, а через манеры, речь и внутреннее состояние - это всегда явление завораживающее. Особенно когда актёра знаешь и давно следишь за его работами. Иван перевоплотился существенно, ему удалось создать такого героя, которому в разное время сопереживаешь, умиляешься, его жалеешь, а в иной момент и ужасаешься. Чего только стоит кровавая схватка с Кудряшом (Александр Соловьёв)! Человеку нужен человек В предпремьерном интервью актёр Игорь Костин говорил, что считает главным героем истории Ленни. Персонаж Ивана Курамова, безусловно, самый яркий и харизматичный в спектакле. Но именно Джордж - движущая сила, отважный "мозг" компании и главный источник воли. Несмотря на все тяготы и причитания, Джордж сильно привязан к Ленни, по мере возможностей он оберегает и направляет его на жизненном пути. Иной раз гордый Ленни, оскорблённый упрёками Джорджа, порывается "уйти жить в горы", но друг всегда просит того остаться. Джордж в полной мере берёт на себя ответственность за того, кого приручил, до самого последнего судьбоносного решения. И это на полном контрасте с печальной историей одного из героев спектакля - Огрызка (Виктор Черноскутов), который в решающий момент проявляет слабоволие, выбирает "путь мыши" и не решается застрелить собственного мучающегося от болезней пса. Джордж Игоря Костина - волевой и очень смелый мужчина, на такого хочется положиться. Но его самое уязвимое место - Ленни, а за этой привязанностью кроется тотальный страх одиночества. Возможно, именно поэтому Джордж так отчаянно цепляется за Ленни, рядом с ним он чувствует себя нужным и полезным, а это очень важно для любого человека, особенно в условиях шаткого, неспокойного мира времён Великой депрессии. Чем спектакль очаровывает? Спектакль Вячеслава Гвоздкова 1995 года - один из моих любимых в драме, но это не помешало мне проникнуться и очароваться новой интерпретацией в постановке Цхвиравы. Современные электронные биты композитора Глеба Raumskaya звучат как будто вне времени, но говорят со зрителем на одном языке. Дерзка, красива и трагична жена Кудряша (Наталия Запивохина, Мария Макушева), которая едкое и беспросветное одиночество как будто компенсирует беспорядочными актами любви. Глубину спектаклю придают и блестящие актёрские работы второстепенных персонажей - опасный Густафссон (Олег Берков), брутальный Рослый (Всеволод Гриневский), властный Хозяин (Виталий Семёнов), энергичный Уит (Андрей Агалаков) и совсем неожиданное решение с негром-горбуном (Артём Ильин), трогательным и одним из самых несчастных персонажей постановки. Но, конечно, прежде всего "О мышах и людях" западает в душу благодаря удачному и безукоризненно сыгранному дуэту главных актёров - Игоря Костина и Ивана Курамова. История, правда, оставляет неприятное послевкусие, и я не могу порекомендовать этот спектакль к просмотру с целью лёгкого досуга. Приходить на него следует, чтобы подумать об одиночестве, а также о том, зачем друг другу вообще нужны люди? В следующий раз показы спектакля состоятся 8 и 18 января 2023 года. Фото предоставлено Омской драмой