«Аргентина, 1985»: фильм, всерьез претендующий на «Оскар»
Главные действующие лица истории — прокурор Хулио Штрассер (один из главных аргентинских актеров Рикардо Дарин) и его юный помощник, адвокат Луис Морено Локампо (Питер Ланзани). Вместе им предстоит выступить обвинителями в суде над военной хунтой, правившей в Аргентине в период с 1976 по 1983 год. Браться за дело никто не хочет — из-за постоянных угроз, рисков и неподъемности задачи. Но Штрассер и Локампо, заручившись поддержкой группы молодых юристов-энтузиастов, бросают вызов системе, до недавнего времени подчинявшейся диктаторскому режиму, часть представителей которого все еще у власти. Вместе героям предстоит в сжатые сроки собрать максимально убедительную доказательную базу против виновников массовых репрессий и наказать преступников на глазах у целой нации — травмированной и обескровленной. "Аргентина, 1985" — классический пример судебного процедурала, который многие критики еще после премьеры в Венеции поспешили поставить в один ряд с такими яркими представителями жанра, как "Нюрнбергский процесс" Стэнли Крамера и "Народ против Ларри Флинта" Милоша Формана. И формально эти истории действительно кровные братья друг друга. В чем-то они даже напоминают библейский сюжет о Давиде, решившемся сразиться с Голиафом, в данном случае — безликой системой, не спешащей очиститься от своего кровавого прошлого. Режиссер фильма Сантьяго Митре препарирует страшную главу в истории своей страны с хирургическим хладнокровием. Несмотря на огромную национальную рану, запрятанную в сюжете, Митре отказывается от излишних сантиментов, предпочитая оголенным эмоциям почти дотошную рассудительность. За этим решением стоит четкое осознание постановщика, что страшнее видео настоящего суда нет ничего. От того художественные сцены фильма в самые напряженные моменты перемежаются с документальной хроникой реального судебного процесса, во время которого жертвы массовых похищений, изнасилований и пыток рассказывают о пережитом ужасе. Правда, поддерживать этот баланс реальности и художественной реконструкции Митре удается не всегда. Картина, которая начинается с медленной экспозиции мира героев, к концу первого часа набирает обороты, но вместо разгона начинает буксовать. Отдельные эпизоды, будь то закулисная работа группы адвокатов или сцены из их семейной жизни, кажутся затянутыми и лишенными жизненной силы. В итоге сложная тема проседает под тяжестью собственного веса и не успевает быстро отреагировать на новые сюжетные ходы. И все же лента имеет все шансы продолжить триумфальное шествие Аргентины по миру и вслед за футбольным мундиалем забрать также главную кинонаграду планеты. Тем более что картина номинирована еще и на "Золотой глобус", а также испанскую "Гойю".