Полвека Светланы Таировой в четырех беседах

Светлана Эмильевна Таирова, генеральный директор издательства «Композитор • Санкт-Петербург», отпраздновала 85-летие. Свою должность она занимает бессменно более 30 лет. Под ее руководством издательство прошло сквозь слом бизнес-моделей в 1990-е, выстояло и стало лидером отечественного музыкального ното- и книгоиздания.

Биография Светланы Таировой столь же невероятна, сколь и неудивительна для Страны Советов. Дочь врагов народа, она чудом не попала в детдом (спасла школа для одаренных детей), дождалась родителей из лагерей, в 1960 окончила теоретико-композиторский факультет Ленинградской консерватории, полтора десятилетия проработала в Ленинградском комитете по телевидению и радиовещанию: музыкальным редактором детской редакции телевидения, редактором и главным редактором музыкальной редакции радио, а в 1976 пришла в издательство, которое тогда называлось «Советский композитор», на должность главного редактора. В 1989 она стала директором издательства. При ней издательство получило нынешнее название (в 1992), освоило рыночные цепочки дистрибуции, потом – цифровые форматы, а также стало обеспечивать тиражирование и прокат нотного материала в соответствии с общемировыми стандартами авторского права.

От первого лица В 2021 «Композитор • Санкт-Петербург» издал тысячным тиражом книгу культуролога Татьяны Хайновской «Четыре беседы со Светланой Таировой», в которой опубликованы в виде интервью воспоминания Светланы Эмильевны и ее размышления о работе издательства, об истории, развитии, и текущем состоянии музыкально-издательского дела в России, об уникальных начинаниях издательства (ранее эти интервью были опубликованы в газете «Санкт-Петербургский Музыкальный вестник»). Хайновская Т. «Четыре беседы со Светланой Таировой». – СПб. : «Композитор • Санкт-Петербург», 2021. – 56 с.

В этой книге интересно всё, и прежде всего — опыт Главного Главного редактора музыкального издательства. Но беседа № 3 — история о том, как «Композитор • Санкт-Петербург», уже имея досудебную претензию за нелегальное издание в России произведений Прокофьева, получил от Святослава Прокофьева официальные права на публикацию работ его отца — потрясает. Светлана Эмильевна воспроизводит свой ответ Святославу Сергеевичу, заявившему, что ничего не знает о ней и ее издательстве: «— А я знаю о вас очень много уже почти пятьдесят лет. Моя мама и ваша мама провели вместе в одном бараке в поселке Абезь в Коми АССР, в знаменитых Воркутинских лагерях, целых пять лет. И они очень подружились. А когда в августе 1954 года моя мама вернулась из заключения, она очень много рассказывала мне о вас и о вашей маме. Наступила долгая пауза. Мне казалось, что она длится вечно. Наконец Святослав Сергеевич нарушил молчание и спросил изменившимся, слегка дрожащим голосом: — За что же ваша мама была арестована и что она вам рассказывала? — Мои родители были арестованы в 1949 году по так называемому «ленинградскому делу». Моя мама, так же как и ваша, была осуждена по хорошо известной в те годы политической 58-й статье – «шпионаж». Мне не было двенадцати лет, и я училась в пятом классе школы-десятилетки при Ленинградской консерватории. Когда после смерти Сталина мои родители были освобождены и вернулись домой, я уже закончила школу и поступила в консерваторию. Вернувшись, мама подробно расспрашивала меня о моей жизни без нее и в одном из разговоров попросила рассказать о программе, которую я играла на выпускном и вступительном экзаменах. Когда я упомянула «Мимолетности» Прокофьева, она спросила: «Кстати, а где сейчас Прокофьев, в Москве или где-нибудь за границей?» Я сначала онемела, а потом тихо сказала: «Мама, Прокофьев умер. В один день со Сталиным. 5 марта 1953 года». — «Боже мой, какой ужас, — воскликнула она. — А Лина ничего не знает. Она будет убита». «Какая Лина?» — спросила я. «Жена Прокофьева, мать двух его сыновей, испанская певица Каролина (Лина) Льюбера, Лина Ивановна Прокофьева, с которой я прожила в одном бараке пять лет». <…> Со слов мамы, Лина была прекрасно образована, говорила на шести языках. Они сразу подружились, много говорили о литературе, о музыке. Лина рассказывала о своих сыновьях и ни разу даже не упомянула имени мужа. То, что она жена Прокофьева, великого композитора, мама узнала много позже. Когда после каторжных работ женщин возвращали в барак, их единственным развлечением были устные рассказы. Наиболее образованные и начитанные пересказывали сюжеты любимых книг, другие обменивались любимыми кулинарными рецептами из прошлой жизни (у меня до сих пор дома хранится тетрадь с рецептами, которую мама привезла из лагеря). Лина в этих разговорах участия не принимала, зато она пела. Пела разные романсы на разных языках. Через какое-то время лагерное начальство даже разрешило Лине поставить в лагерном театре оперу. Лина выбрала «Сельскую честь» Масканьи. <…> Сыновья Лины писали ей регулярно, присылали посылки и свои фотографии. По словам моей мамы, от их отца Лина писем не дождалась. <…> Когда маму выпустили, Лина оставалась в лагере. Лина Ивановна Прокофьева вышла на свободу через два года, но моей мамы уже не было в живых. Практически потеряв в тюрьмах и лагере зрение, она попала под машину и погибла 7 мая 1956 года».

Старейшее и лучшее Если проследить всю запутанную историю издательства «Композитор • Санкт-Петербург», его можно назвать правопреемником авторитетнейшего дореволюционного музыкального издательства – фирмы Петра Юргенсона, основанной в 1861 и национализированной в 1918. В числе композиторов, доверивших издательству права на свои сочинения — Валерий Гаврилин (в 2022 завершено издание 20-томного Собрания его сочинений), Леонид Десятников, Сергей Слонимский, Александр Кнайфель, Борис Тищенко, Юрий Фалик. Публикуются собрания сочинений Андрея Петрова и Альфреда Шнитке. В каталоге издательства более 5000 названий, под обложками которых собрано порядка 60000 произведений. Однако «Композитор • Санкт-Петербург» публикует не только ноты, но и книги по музыковедению, музыкальной педагогике и просветительству, справочную литературу и так далее. Среди уникальных проектов издательства — многотомный словарь «Музыкальный Петербург»: результат 20-летнего труда коллектива ученых Российского института истории искусств РАН во главе с редактором-составителем Анной Порфирьевой. В 2022 издательство закончило публикацию 6-томного собрания трудов музыковеда Е.А. Ручьевской (к 100-летию со дня ее рождения). Не имея прав на публикацию сочинений Дмитрия Шостаковича, «Композитор • Санкт-Петербург» издает исследовательские материалы о нем: книга «Письма к другу», «Письма Д.Д. Шостаковича к Б.И. Тищенко», два тома документов, материалов, статей, писем (редактор-составитель Людмила Ковнацкая). При поддержке Российского музыкального союза осуществляется благотворительный проект «Музыкальное приношение будущему», в рамках которого нотно-музыкальные библиотеки учебных заведений пополняются качественной нотной и методической литературой. «Композитор • Санкт-Петербург» по праву гордится спектром своих издательских возможностей: сюда входит подготовка нотных материалы для исполнения, включая набор, печать, переплет и брошюровку партитур, оркестровых и хоровых партий любого формата; осуществление полного цикла издательско-полиграфических работ; печать любых тиражей, начиная от одного экземпляра; набор нот любой сложности; сканирование и редактура графики; подготовка факсимильных изданий; выпуск изданий на разных языках. В своей деятельности Светлана Эмильевна, по ее же словам, руководствуется высказываниями выдающихся людей: русского издателя Петра Юргенсона — «Я глубоко люблю свое дело потому, что дело это не простое, а важное для многих». И британского премьер-министра Уинстона Черчилля — «Любой кризис — это новые возможности».

Рука об руку «Музыкальное обозрение» и «Композитор • Санкт-Петербург» — давние партнеры. С 2014 здесь выходят все издания, составляющие Библиотеку «МО»: книга «Международный конкурс имени П.И. Чайковского и альбом фотографий А. Устинова “Instrumentarium” (2014), справочник «Музыкальные конкурсы России» (2015), «Мечислав Вайнберг (1919-1996). Страницы биографии. Письма» (автор А. Клокова, 2017), книга Д. Гвиздаланки «Мечислав Вайнберг — композитор трех миров» (2022). С 2017 издательство и «МО» осуществляют совместный проект: выпуск собрания сочинений Мечислава Вайнберга. Первый том — первое издание Концертино для виолончели с оркестром ор. 43 — был представлен на форуме «Мечислав Вайнберг (1919–1996). Возвращение» в Москве, в Большом театре, в феврале 2017. В 2021 завершилась первая серия из 13 томов (15 тетрадей), в которую вошли сочинения разных жанров, в том числе уникальные тома: впервые изданные фрагменты музыки к кинофильмам и музыки к фильмам для детей и мультфильмам. В 2022 вышла вторая серия из 7 томов: 4 камерные симфонии, Симфониетта № 1, фортепианное трио, Квартет № 5. Готовится третья серия. Книги, изданные «Композитором • Санкт-Петербург», неоднократно назывались «Книгами года», само издательство — «Издательством года», а его директор Светлана Таирова — «Персоной года» в рейтинге «МО» «События и персоны».

Книги издательства «Композитор • Санкт-Петербург» Барбан Е.С. Российский джаз: люди и репутации: от Валентина Парнаха до Германа Лукьянова. – 272 c. Тираж 500. Барбан Е.С. Джазовый словарь. Издание 2-е, испр. и доп. – 372 с. Тираж 300. Друскин М.С. Собрание сочинений в семи томах. Том 7. Из личного архива. Ред. Л.Г. Ковнацкая. – 564 c. Тираж 200. Каспер К., Каспер Г. Краткие либретто опер Беллини. В изложении и с комментариями двух писателей. – 184 с. Тираж 200. Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. XIX век. 1801–1861. Том XVI. Персоналии: В. Ред.-сост. Н.А. Огаркова. – 384 c. Тираж 500. Напреев Б.Д. Об эволюции фуги. И.С. Бах — В.А. Моцарт. 5 фуг для струнного оркестра. – 104 c. Тираж 200. Поризко Е.И. Ф. Мендельсон-Бартольди. Органные сонаты op. 65: особенности синтеза сонатной формы и фуги. – 80 c. Тираж 100. Прокофьева И.Ю. Уроки Сергея Геннадьевича Вихарева. – 124 c. Тираж 300. Шестаков В.П. История музыкальной эстетики от античности до наших дней. Учебное пособие для вузов. – 492 с. Тираж 200.

«МО» № 11 (504) 2022

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях ВКонтакте Телеграм

Запись Полвека Светланы Таировой в четырех беседах впервые появилась Музыкальное обозрение.