Звездная роль или травма на десятилетия: за что хотят компенсации актеры «Ромео и Джульетты»
Никогда такого не было, и вот опять. Через 55 лет после выхода оскароносной картины Франко Дзеффирелли «Ромео и Джульетта» исполнители главных ролей Леонард Уайтинг и Оливия Хасси подали в суд на компанию Paramount Pictures, чтобы получить возмещение за десятилетия нравственных страданий. Поводом для иска стала сцена пробуждения героев Шекспира после их первой брачной ночи, в которой актеры снимались обнаженными. На момент работы над картиной Уайтинг и Хасси были несовершеннолетними, и, согласно материалам профильного американского издания Deadline, получили заверения режиссера, что работать они будут в специальных костюмах телесного цвета. Сцена снималась одной из последних, и по версии адвокатов актеров Дзеффирелли воспользовался этим, чтобы оказать давление на юную пару. Якобы режиссер настаивал на том, что картина может провалиться в прокате и исполнители главных ролей на этом могут считать свои карьеры законченными. Соответственно, у истцов не осталось другого выбора, кроме как покориться воле развратного итальянца. Воспоминаниями о нанесенных несколько десятилетий назад моральных травмах Соединенные Штаты не удивить. Однако в этой истории есть два обстоятельства, которые путают карты стороне обвинения.
Во-первых
, речь идет не о давно забытом эпизоде, произошедшем во время прослушиваний на проходную роль второго плана в третьеразрядный мюзикл. «Ромео и Джульетта» 1968 года — выдающийся фильм, заслуженно считающийся классикой мирового кинематографа. Четыре номинации на «Оскар», среди которых «лучший фильм» и «лучшая режиссура». Эти статуэтки, правда, ушли не менее замечательной картине «Оливер» Кэрола Рида. Но за лучшие костюмы и лучшую операторскую работу «Оскары» ушли в копилку создателей истории о двух юных влюбленных. Сверх того, фильм получил еще 14 престижных международных наград, включая два «Золотых глобуса» для Уайтинга и Хасси.
А во-вторых
, все предыдущие полвека актеры раз за разом рассказывали журналистам о том, что ставшая предметом разбирательства сцена снималась с их полного согласия, а сам процесс был максимально щадящим для юных артистов. Так, в 2018 году, во время кампании по продвижению собственных мемуаров Оливия Хасси заявила, что чувствовала себя на площадке непринужденно, а сама сцена снята с большим вкусом. Так откуда же возникло желание подать иск к компании Paramount? Здесь также есть два момента. Первый — уход из жизни режиссера Франко Дзеффирелли. Мэтр скончался в 2019 году и ответчиком выступать более не может. А второе и более важное обстоятельство — законодательство Калифорнии. С 1 января 2020 года в самом кинематографическом штате США на три года продлили период подачи гражданских исков за сексуальное насилие без учета срока давности. Именно поэтому иск от имени Леонарда Уайтинга Оливии Хасси поступил в Верховный суд Лос-Анджелеса всего за несколько часов до наступления 2023 года. Таким образом, оба исполнителя главных ролей в легендарном фильме Дзеффирелли буквально успели заскочить в последний вагон уходящего поезда, чтобы попытаться отсудить у Paramount немного денег (500 миллионов долларов) на безбедную старость. Смогут ли адвокаты кинокомпании отбить атаку — станет известно позднее. Но куда больше финансового положения студии зрителей всего мира должна заботить судьба самой картины. Написанная гениальным Шекспиром и воплощенная на экране не менее гениальным Дзеффирелли история любви плотно вплетена в мировую культуру. И будет невосполнимой потерей для человечества, если картина окажется под запретом из-за желания адвокатов и менеджеров престарелых артистов нажиться на творении, величия которого им никогда не достичь.