Советские корни магистра джедаев: кто послужил прототипом Йоды из вселенной «Звездных войн»
«Звездные войны» Джорджа Лукаса — одна из величайших франшиз в истории современной культуры. Придуманная американским режиссером вселенная захватила умы миллионов фанатов. Писатели черпают в ней вдохновение, сценаристы подсматривают сюжетные ходы, еще не определившиеся с жизненным путем молодые люди ищут примеры для подражания. Но и сам Лукас тоже пользовался чужими идеями в работе над своей сагой, причем не стесняясь брать их в СССР. Одним из самых интересных и глубоких персонажей «Звездных войн», а также одним из самых таинственных, является гранд-мастер ордена Джедаев Йода. Его родная планета неизвестна, вид не назван, детство не упомянуто. Но среди наиболее влиятельных личностей вселенной Лукаса именно его стоит поставить на первое место. Откуда же взялся Йода, кто является его прообразом? Среди западных киноведов бытует несколько кандидатов на прототип учителя джедаев из числа видных японских мастеров боевых искусств, включая создателя айкидо Морихэя Уэсибу. Однако журналисты российского издания Mash предложили альтернативную концепцию, согласно которой Йода имеет советско-японские корни. Любой фанат «Звездных войн» знает, что в «Новой надежде» наставником юного Люка Скайуокера выступает Оби-Ван Кеноби, который не доживает до конца фильма (в физической форме существования, разумеется). Таким образом, для следующего фильма Лукасу пришлось придумывать нового наставника. Необходимо отметить, что в те годы американские кинематографисты еще не полностью потеряли всякий стыд и вместо ремейков своих же картин старались подчерпнуть идеи на стороне. Так фантастический фильм «Планета бурь» советского режиссера Павла Клушанцева стал после перемонтажа «Путешествием на доисторическую планету», а через пару лет еще и «Путешествием на планету амазонок». Приблизительно в те же годы Джон Стерджес выпускает свою «Великолепную семерку», основанную на «Семи Самураях» Акира Куросавы. Творчество японского мастера, уже тогда считавшегося культовым режиссером, было хорошо знакомо Джорджу Лукасу. Правда, в начале 70-х Куросаву чуть было не списали, но всего за пару лет до «Новой надежды», в 1975 году на экраны выходит советско-японский художественный фильм «Дерсу Узала», который вернул популярность именитому режиссеру. В этой картине центральным персонажем является нанайский охотник Дерсу Узала, который выступает в качестве проводника российского исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева. Небольшого роста, спокойный, уравновешенный, живущий в единении с природой житель тайги настолько напоминает магистра Йоду, что это совпадение сложно посчитать случайным. На Дерсу Узала намекает даже специфическая манера учителя джедаев строить предложения. Конечно, в современной геополитической ситуации, когда Запад всеми силами пытается вычеркнуть Россию из культурной повестки, сложно ожидать от Джорджа Лукаса признания, кто послужил прототипом маленького зеленокожего мудреца с планеты Дагоба. Но если когда-нибудь отношения между Москвой и Вашингтоном придут в норму, то кто знает, чье имя назовет американский режиссер, отвечая на вопрос о происхождении Йоды.