Адриано Челентано: кино и музыка
Адриано Челентано украсил своей специфической внешностью и брутальной манерой более 40 кинофильмов. Его роли в лентах "Блеф" и "Бархатные ручки" были отмечены премиями "Давид ди Донателло". В 2007 году артист возглавил список "100 самых ярких кинозвёзд" по версии журнала Time Out. И еще в честь Челентано назван астероид № 6697, открытый 24 апреля 1987 года. Кадр из фильма "Блеф". Фото: pulse.mail.ru Биография Челентано – типичный пример истории "Золушки", носящей брюки. Он был пятым, поздним ребенком бедной семьи, переехавшей из Апулии на север в Милан в поисках работы. Кстати, 6 января в Италии считается днем Бефаны: праздником хохм и розыгрышей. В этот день в 1938 году, не располагавшем к юмору, на свет явился мальчик Адриано. И все же покровительница даты Бефана (мифологический персонаж, бродящий по домам, вроде Санты Клауса, и "раздающий" всякие приколы) мирволила ему: большинство фильмов, в которых Челентано полюбился публике, это комедии. Детство Адриано Челентано выпало сложное. Семья жила так скудно, что парень бросил школу в 12 лет и пошел подмастерьем к часовщику. Но природную артистичность он не мог скрыть, как шило в мешке: в юности часто пародировал американского комика Джерри Льюиса. Сестра сфотографировала Челентано в этом образе и послала снимок на конкурс двойников. Адриано занял первое место и получил 100 тысяч лир. То была первая его творческая победа и первая волшебная история для Золушки… Как музыкант Адриано Челентано начинал с рок-н-ролла: был участником рок-группы Rock Boys вместе с Джорджо Габером, Луиджи Тенко и Энцо Янначчи. С 1954 года Челентано стал писать песни и исполнять их. В составлении творческого багажа певцу помогал друг Мики Дель Прете, создавший ему большинство композиций и выступавший как его главный продюсер. Первое официальное выступление Адриано Челентано состоялось 18 мая 1957 года в Ледовом дворце Милана в составе группы Rock Boys в "Первом итальянском фестивале рок-н-ролла", на котором они представили песню собственного сочинения "Ciao ti dirò" и одержали победу. А годом позже Челентано победил на фестивале лёгкой музыки в городе Анкона с композицией "Il tuo bacio è come un rock". Через два года компания Jolly подписала с ним контракт и выпустила его первый студийный альбом — Adriano Celentano con Giulio Libano e la sua orchestra. 1960-е годы были прорывом в музыкальной карьере исполнителя. Он получал призовые места на многих музыкальных смотрах, его песня "Ventiquattromila baci" поднялась на вершину хит-парада и заслужила статус лучшей итальянской песни десятилетия, так что молодой человек расторг контракт с Jolly и вместе с друзьями и уже появившимися поклонниками создал собственный лейбл звукозаписи Clan Celentano. Первая же пластинка лейбла Non mi dir разошлась более чем миллионным тиражом. Вскоре певца признали лидером национального стиля рок-н-ролла. В те же годы стала чрезвычайно популярна первая социально-политическая песня Челентано: "Il ragazzo della via Gluck" ("Парень с улицы Глюка", где он рассказывал о себе, выходце из простой рабочей миланской семьи). Песню даже включили в школьные учебники. Похожая судьба ждала песню "Azzurro" ("Синева") из альбома Azzurro/Una carezza in un pugno, которая стала неофициальным гимном сборной Италии по футболу на чемпионате мира 2006 года, а до того звучала из уст известнейших итальянских исполнителей и коллективов: Джанни Моранди, Мина Маццини, Die Toten Hosen и Ricchi e Poveri. Adriano Celentano - Prisencolinensinainciusol (LIVE 2012) В начале 1970-х годов Адриано Челентано записал композицию "Prisencolinensinainciusol": текстовую абракадабру из вымышленных слов, метафору социальной разобщенности и неумения (нежелания) людей понять друг друга. Песня вышла в топы не только европейских, но и американских чартов, а сегодня ее считают прообразом рэпа. Музыкант и певец затрагивал и иные социальные приметы в своих композициях: финансовые кризисы, общественное неравенство, а особенно – экологические проблемы. В 1979 году Челентано записал альбом Soli при сотрудничестве с другим популярным во всем мире, включая СССР, итальянским деятелем культуры – композитором Тото Кутуньо. "Две звезды" не так долго сияли рядом: они записали три альбома, специально для Челентано Тото Кутуньо создал 13 песен. Потом их пути в искусстве разошлись, но в жизни музыканты остались добрыми друзьями. Вероятно, из-за социальной направленности песен Челентано он был "допущен" на советский музыкальный Олимп. Может быть, сказывалось и его рабочее происхождение. Но большинство песен Челентано и фильмов с его участием транслировались в советской стране. Сам же он побывал в СССР всего один раз: в 1987 году вместе с женой Клаудией Мори на премьере своего фильма "Джоан Луй". Вообще супермачо всю жизнь страдал аэрофобией. Но для Страны Советов сделал исключение и прилетел на самолёте. Также артист дал два концерта в столичном спорткомплексе "Олимпийский". Это были его дебютные выступления после восьмилетнего перерыва. Концерт транслировали по Центральному телевидению СССР. А после этого Челентано "молчал" почти пять лет, не издав ни одного альбома и не сыграв ни в едином фильме. В 1991 году артист возобновил музыкальную деятельность, выпустил альбом Il re degli ignoranti, а также отказался от съёмок в кино и сосредоточившись на музыке. Он стал сотрудничать всё с новыми авторами и выпускать новые музыкальные альбомы. Что, собственно, продолжается до сих пор. Достижения Адриано Челентано на эстраде с трудом поддаются перечислению. И мы обратимся к другой его ипостаси – той, в которой он особенно любим всеми, рожденными в СССР: ремеслу киноактера. Кадр из фильма "Безумец Джеппо". Фото: КиноПоиск. Первым успехом Челентано в кино стал фильм Лучио Фульчи "Ребята и музыкальный автомат" 1959 года. Через год ему повезло сыграть в картине Федерико Феллини "Сладкая жизнь" фактически самого себя: небольшую роль рок-певца. Вплоть до 1969 года этот эпизод для Челентано повторялся: он появлялся в кино в маленьких ролях музыкантов и певцов. Но они не прибавляли ничего нового к его музыкальной славе, а для кино "иконой" не делали. Поворотом в экранной карьере Челентано считается фильм "Серафино" известного режиссёра Пьетро Джерми: образ простого деревенского парня, итальянского "Иванушки-дурачка", который умнее всех мудрецов. Пьетро Джерми, посмотрев на артиста в этом амплуа, сказал, что, пожалуй, тот сам скоро станет режиссером. Он напророчил: Челентано поставил первый для себя фильм "Суперограбление в Милане", где сам и сыграл вместе с Клаудией Мори и несколькими друзьями. Картина была пародией на гангстерские комедии. И тут пошло-поехало: после "Серафино" Челентано то и дело звали в кино, ежегодно в прокат выходил какой-либо фильм с его участием. Челентано работал со знаменитостями из мира кино: актёром Энтони Куином (комедия "Блеф" режиссёра Серджо Корбуччи), режиссёром Дарио Ардженто (военная трагикомедия "Пять дней") и самой Софи Лорен (драма "Белый, красный и…" Альберто Латтуада). В ленте "Юппи-ду" 1975 года Челентано выступил разом как режиссёр, композитор, сценарист и исполнитель главной роли. Да еще отчасти и продюсером: именно Адриано привлёк в бюджет фильма 420 миллионов лир, заложив свою виллу и землю в Брианце. Зато и занята в картине была вся его семья: Клаудия и трое их детей, Джакомо, Розита и Розалинда. В 2008 году фильм отреставрировали для выпуска на DVD вместе с обновленным саундтреком и показали на 65-м Венецианском кинофестивале, где присутствовала звездная чета. Челентано любил это свое творение, чего никогда не скрывал. Кадр из фильма "Укрощение строптивого". Фото: cont.ws Чуть позже Челентано снял почти автобиографический фильм "Безумец Джеппо" про эстрадного певца, любимца публики, выбравшего любовь, а не славу. Но порой его кинематографического расцвета стало сотрудничество с режиссёрским дуэтом Кастеллано и Пиполо. С ними он "породил" восемь чудесных картин, включая непревзойденное "Укрощение строптивого" (1980 год), где страшненький Адриано снялся на пару с красавицей Орнеллой Мути. Дуэт пользовался таким успехом, что Адриано и Орнелла повторили опыт и снялись в проекте "Безумно влюблённый". Публика и за эту картину "проголосовала рублем", то есть лирами. Обе комедии снискали в прокате заоблачные доходы. Адриано Челентано в фильме "Бинго-бонго". Фото: interesnyefakty.org В 1982 году Челентано осовременил образ человека-обезьяны Тарзана в картине "Бинго-Бонго" режиссёра Паскуале Феста Кампаниле. Сам Челентано считал фильм высказыванием в защиту окружающей среды и необходимости для людей бережно относиться к животным. Но, честно говоря, большинство воспринимает его как рассказ о том, что любовь делает самца гориллы человеком… А насчет экологии Челентано как режиссер снял фантастический мюзикл "Джоан Луй" о своей версии конца света. К сожалению, на этом проекте удача ему изменила. Картина и вполовину не окупилась. Возможно, это навело Челентано на мысль покончить с кинематографом. После неуспеха ленты "Джоан Луй" он снялся лишь в двух фильмах: приключенческой комедии "Ворчун" опять тандема Кастеллано и Пиполо и фантастической комедии "Джекпот". В последней он был соавтором сценария. Увы, она тоже провалилась в прокате… Так что, если не считать детективного сериала "Инспектор Глюк" с Адриано в главной роли, киношных образов у нашего героя больше не было. На вопрос журналиста газеты "Аргументы и факты", почему Челентано ушел из кино, он ответил, что надоело, и весьма мудро обосновал: "Пусть лучше люди восторгаются, в каких замечательных фильмах Челентано когда-то снимался, нежели начнут плеваться — да что он, голодает, что ли, зачем согласился играть в таком кошмаре?". Афиша фильма "Joan Lui". Фото: orrorea33giri.com Не в бровь, а в глаз! Свои лучшие роли Адриано Челентано исполнил в 1970-1980-х годах. Но мы помним их до сих пор. Сегодня, в день юбилея человека многих дарований, лучший способ присоединиться к празднествам – пересмотреть какую-нибудь комедию с участием именинника. Приятного просмотра!