Объем экспорта культурного контента Южной Кореи за год составил более 12 млрд долларов
Южная Корея в 2021 году заработала на экспорте своего культурного контента почти 12,5 млрд долларов. В Министерстве культуры страны рассказали, что планируют увеличить экспорт музыки, кино и телесериалов, назвав это национальной задачей.
Главным тараном корейской музыки в мировой шоу-бизнес стал PSY с его Gangnam Style. Но то было десять лет назад. А сейчас особым спросом пользуется музыкальная субкультура K-pop с танцевальной музыкой с элементами хип-хопа и RʼnʼB. Один K-pop приносит Южной Корее до полумиллиарда долларов в год, хотя его конкурентность на мировом рынке понятна не всем. Гид в Сеуле Кристина Пак сравнивает корейский контент с черным золотом:
Кристина Пак гид в Сеуле «Конечно, мы очень сильно любим нашу культуру, то есть драмы различные, сериалы, поп-музыка местная — это все пользуется большой популярностью. Но также корейцы любят смотреть и слушать американское. Приезжают иностранные актеры, когда, например, есть какая-то премьера сериала, громкая премьера фильма — обязательно приезжают актеры, их встречают, все знают, когда и где они будут и так далее. Личная жизнь актеров очень сильно освещается, и я не могу сказать, что мы ориентированы на 80% на внутреннее. Нет. Я бы сказала, может быть, даже 50 на 50. То есть организация туризма в Корее очень плотно занимается распространением корейской поп-культуры по всему миру. Это музыка, в первую очередь, второе — это телевизионный какой-то контент — сериалы и так далее, фильмы. И многие говорят, что для Кореи это черное золото. Это наша нефть. То есть это мягкая сила, потому что о Корее за последние пять-семь лет узнали. Корея стала очень популярна по миру».
В рекордном по сумме экспорта контента 2021 году вышел сериал «Игра в кальмара», который быстро стал самым успешным проектом Netflix и прославил режиссера и актеров главных ролей. До этого можно вспомнить оскароносный фильм «Паразиты», а после — сериал про зомби-апокалипсис «Мы все мертвы», который уже на следующий день после выхода возглавил мировой топ просмотров на том же Netflix.
Особое место на корейском телевидении занимают драматические сериалы — дорамы. Оказалось, что и они ушли за пределы Южной Кореи. Комментирует директор по развитию направления «Кино и сериалы» маркетингового агентства Salо Александр Голубчиков:
Александр Голубчиков директор по развитию направления «Кино и сериалы» маркетингового агентства Salо «Дорамы в принципе нашли какое-то количество поклонников по всему миру. И этот тип повествования, корейские мыльные оперы телевизионные (причем, они же ориентированы не только на возрастную аудиторию, но и молодежную), пошли за пределы Кореи. И видимо, произошло попадание в аудиторию, которой сегодня нужен какой-то другой нарратив, другое, отличное от привычного, может быть, голливудского или турецкого, если говорить про Европу, типа повествования. Хотя это все равно нишевая история».
В сравнении с 2020 годом экспорт корейской культуры вырос на почти 4,5%. И корейцы не собираются останавливаться — развивать экспорт культуры планируют даже в сложных экономических условиях, по словам министра культуры страны Пак Бо Гюна. Комментирует директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов:
Алексей Маслов директор Института стран Азии и Африки МГУ «Корея уже несколько лет продвигает свою культуру, культурные достижения. Причем неоднократно меняла свою позицию. То есть сначала продвигались традиционные культурные достижения — поездки в Корею, различные традиционные виды пищи, традиционные храмы, монастыри и так далее. Но вскоре стало понятно, что нужно менять концепцию. И сейчас Корея пытается продвигать свою культуру как передовую азиатскую культуру. Именно поэтому мы знаем сегодня корейские фильмы, современные корейские фильмы, которые побеждают на многих фестивалях. Корея говорит много об особенностях жизни, о технологиях. По всему миру открываются рестораны корейской кухни. Корея хочет выделяться из числа азиатских стран. Южная Корея не любит, когда ее путают с Японией или с Китаем и хочет показать, что она отдельная страна с отдельной культурой, причем действительно самобытной культурой. Во-вторых, это, конечно же, большой интерес к корейским культурным достижениям, за которыми идут уже технологические достижения. Неслучайно Корея строит сегодня комплексную картину — высокие технологии, автомобилестроение и высокая культура».
У всемирного распространения южнокорейской культуры есть название — халлю, или корейская волна. И власти республики верят, что прибыль от нее еще не пиковая.