Русский нуар предлагает иначе взглянуть на расследования

Психологический триллер «Замерзшие» Адильхана Ержанова вышел на платформах Иви и ОККО. Смотрим на пронизывающий холод мира и жаркие страсти духа.

Русский нуар предлагает иначе взглянуть на расследования
© Вечерняя Москва

Кинематографический термин «нуар» появился, когда в 1946 году французские критики употребили его применительно к американским детективным лентам. В переводе это слово означает «черный», ведь «белого» в кино про бандитов и их жертв значительно меньше. Внимание в этом жанре сосредоточено на внутреннем состоянии героев при стилизованной, почти графичной картинке.

Русский нуар укрепляет свои позиции. Если это словосочетание недавно можно было применить к «Перевалу Дятлова», то оно еще уместнее в разговоре о «Замерзших».

События разворачиваются в северном городе Костомукше. Там царит вечный холод. Темные ночи сменяют серые дни. А из помещений, в которых горит свет и теплится жизнь, лучше не выходить, чтобы не рисковать этой самой жизнью. По сюжету жена местного, не столь добропорядочного следователя Евгения Рудина (Артем Быстров) погибает от переохлаждения в своей машине на трассе. Все свидетельствует о том, что она убита и преступления продолжатся, если Рудин не остановит злодея.

— Мой герой — это характер с миллионом оттенков. За такими персонажами очень интересно наблюдать. Говорю как зритель, — полагает Артем Быстров. — В целом хочется отметить глубину материала: сценарий был написан с пониманием психологии, последствий детских травм, что делает сериал невероятно достоверным, от этого напряженным и интригующим.

Главное достоинство подобных кинопроизведений — сочетание формы и содержания. На фоне выбеленной, обжигающе-ледяной, тусклой, приглушенной реальности особенно явно выделяются цветные детали — красная или желтая куртка, стильные очки, рогатая маска спортивной команды, следы крови...

Холоду и жесткости природы герои противопоставляют воображение, порой изломанное, потрескавшееся. Странного мальчика Митю (Владимир Канухин) начальник из похоронного бюро учит, как правильно пускать слезу. Девочка Лиза (Маша Лобанова) показывает приемному сыну Руднева Артему (Максим Карушев), как выплескивать накопившиеся эмоции в крике, тонущем в пустоте заснеженного поля. Психолог Лариса (Лукерья Ильяшенко) приглашает пациентов, чтобы пояснить: маньяки внешне ничем не отличаются от психически здоровых людей.

В пространстве этого сериала не работают писаные законы, не существует общепринятой справедливости. Вместе с тем тут жизнь дает человеку право выбора и сама же воздает за ошибки, за зло, которое люди приводят в мир. Здесь нельзя никого спасти, потому что каждый так или иначе сам выбирает свою участь. Единственное, что возможно — развернуться от тьмы к свету.

— Для меня «Замерзшие» — очень важный и яркий проект, в котором все сошлось — история, характеры, образы, ритм, — рассказывает режиссер Адильхан Ержанов. — В нем есть и мое личное, и зрительское начало. Это история не просто мести, это история разрушения личности и возрождения человека.

Неспешно-созерцательное повествование прерывается острыми и неожиданными событиями чуть ли не ежеминутно. Зритель практически с первой серии может понять, кто маньяк. Но интрига не в этом. Да и как распределяются сила и слабость, расчетливость и импульсивность, опытность и наивность тоже довольно ясно. Но за семь серий все догадки размоются, перевернутся и окажутся не столь однозначными, как казалось поначалу.

«Замерзшие» — проект со столь затягивающей атмосферой, что к нему хочется возвращаться, отыскивая в его отражении реальности ответы на насущные вопросы.

ДОСЬЕ

Режиссер и сценарист Адильхан Ержанов родился 7 августа 1982 года в Джезказгане (Казахстан). Окончил Казахскую национальную академию искусств имени Жургенова по специальности «режиссура». Участник Каннского, Венецианского, Берлинского кинофестивалей. Обладатель премии Asia Pacific Screen Awards — 2019 как «Лучший режиссер» за фильм «Черный, черный человек». Снял более 15 кинолент.