Ксения Мусланова: "Нужно быть смелым и свободным на сцене".
Ксения Мусланова родилась в Ижевске. Окончила Республиканское музыкальное училище в Ижевске, затем Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке в классе заслуженной артистки России и Татарстана А.С. Белоусовой, далее аспирантуру в МГИМ им. А.Г. Шнитке. Стажировалась в Центре оперного пения им. Г.П. Вишневской. Работала преподавателем в МГИМ им. А.Г. Шнитке, стаж работы 10 лет. Затем поступила в Камерный музыкальный театр имени Б. Покровского, потом в МАМТ имени К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко. Ксения, вы являетесь солисткой МАМТ им. К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко, приглашённой солисткой ГАБТ, музыкальным руководителем и актрисой МДТ "ANTE", лауреатом Международных и Всероссийских конкурсов (в 2022-м году Вы стали обладателем сразу 3-х премий), членом жюри детско-юношеских конкурсов, участником мастер-классов и профессиональных форумов в качестве спикера. Как вы все успеваете? Мне часто задают этот вопрос, и я честно не знаю, что ответить. Иногда мне кажется, что я ничего не успеваю. И лишь оглядываясь назад, понимаю, что за прошедший год сделала очень много, да еще и в разных направлениях. Недавно вы стали лауреатом Всероссийского открытого конкурса оперных певцов "Голоса над Волгой", лауреатом Amadeus International Music Awards. И одновременно являлись членом жюри Международного детско-юношеского конкурса "Золотая стрекоза". Какие ощущения испытываете на сцене в качестве конкурсанта, и помогает ли это в оценивании, когда выступаете в роли члена жюри? Да, конечно, помогает. Все переживания, нервозность, волнение участников состязания невольно ощущаешь, будучи членом жюри. Но есть и обратный эффект. Выходя на сцену в качестве конкурсанта, я прекрасно осознаю, что жюри настроено лишь доброжелательно и ожидает яркого исполнителя, который поразит, удивит, восхитит их. Поэтому на круглых столах и мастер-классах я пытаюсь донести эту мысль до слушателей и участников: жюри готово удивляться. Нужно быть смелым и свободным на сцене, чтобы дать возможность зрителю и жюри, любителям и профессионалам наслаждаться искусством. Кстати, это может стать ключом к преодолению сценического страха. В начале ноября на канале "Культура" вышел фильм "Горгона Медуза. Репетиция с оркестром" с вашим участием в роли Данаи. Расскажите о впечатлениях от съемочного процесса. Для меня, как и для всех участников данного проекта, это был крайне необычный опыт. На съемочной площадке находилось около 18 камер, снимающих одновременно. Обычно на съемках фильма бывает одна-две камеры. Ощущение создавалось, что ты все время под наблюдением. Кроме того, для меня это первый опыт участия в полнометражном фильме в качестве актрисы, поскольку роль Данаи, матери Персея, которую я играю, в большей степени драматическая, а не оперная. Это другой жанр. А создание фильма – это совсем не спектакль. Здесь куча остановок, съемки дублей. Всякий раз при повторе дубля ты должен быть готов, энергетически заряжен, максимально собран. Это очень непросто, как оказалось. Вы участвуете в различных фестивалях. Летом вы принимали участие в фестивале "Императорские сезоны" в Туле, осенью в фестивале "Московская осень" в Москве и "Гаврилинском фестивале" в Вологде. Какую музыку вы исполняли на этих фестивалях? Музыкальный материал, который исполняется на фестивалях, зависит, прежде всего, от заявленной тематики фестивального события. Поэтому в этих случаях выбираю не я, а предлагает фестиваль, его организаторы. В Туле была представлена опера "Иоланта" П.И.Чайковского в концертном исполнении и опера "Алеко" С.В.Рахманинова в постановке Виктории Агарковой под управлением дирижера Владислава Лаврика с оркестром Тульской областной филармонии. О, это было, на мой взгляд, грандиозное событие. На фестиваль "Московская осень" меня пригласил замечательный композитор Игорь Холопов, где я исполнила его цикл "Весна". Очень надеюсь, что исполнение этого цикла не ограничится рамками фестиваля, и мы сможем записать его на студии. А на фестиваль в Вологде и Череповце меня пригласила дирижер Губернского оркестра русских народных инструментов, заслуженная артистка России Галина Ивановна Перевозникова. Мы исполнили цикл "Русская тетрадь" Валерия Гаврилина и финал оперы "Виринея" Сергея Слонимского в рамках Гаврилинского фестиваля. Все эти события были для меня яркими и значимыми. И, конечно, им предшествовала серьёзная и кропотливая подготовка. Вы смело берётесь за музыку оперную и камерную, старинную и современную. Как вам удаётся переходить из одной эпохи в другую, чередовать разные стили и жанры? Признаюсь откровенно – это сложно для меня, наверное, как для любого другого певца. Поскольку разные композиторы и разные стили требуют особенных технических возможностей голоса и определённого мастерства от исполнителя. Я скажу честно. Есть композиторы, за исполнение которых я никогда не решусь взяться – это Россини, Доницетти, Гендель – все, что касается мелкой техники и беглости голоса. Мелкая техника требует подвижности гортани и определённого звучания. Мой голос больше подходит для другого репертуара, поэтому я никогда не возьмусь за Россини. Фото Вероники Ведерниковой. Вы являетесь музыкальным руководителем молодого коллектива Музыкально-драматического театра "ANTE". Это совершенно другая сфера деятельности, которая сильно отличается от исполнительской. Что побудило вас к такого рода креативу? Я с детства любила что-то организовывать, придумывать, зажигать одноклассников, других людей своими идеями, проводить конкурсы, собирать музыкальные и театральные номера. И сейчас мне очень нравится создавать с моими друзьями, профессионалами своего дела, интересные для нас и для зрителя новые проекты. У нас чудесная команда единомышленников. И это счастье – творить в одной связке с людьми, которые понимают тебя без слов. Первым нашим спектаклем была опера "Алеко", которую мы с дирижером Иваном Виноградовым, режиссером Викторией Агарковой и Ириной Дерябиной решили создать для гастрольных поездок за границу. И у нас получился яркий и интересный спектакль. Но эпидемия коронавируса не позволила планам осуществиться. Однако все наши действия привели в дальнейшем к созданию театра "ANTE", в котором известный российский режиссер Владимир Михайлович Алеников является художественным руководителем и главным режиссером. Теперь в репертуаре нашего театра уже с полдюжины спектаклей. В чем для вас заключаются сложность работы в качестве музыкального руководителя и какая мотивация для продолжения этой деятельности? Дело в том, что, поскольку наш театр молодой и частный, то мы с Владимиром Михайловичем вынуждены выполнять много разных функций. Например, моя работа музыкального руководителя не ограничивается только музыкальной составляющей. Мне приходится учиться театральному менеджменту и маркетингу, рекламе и специфике гастрольных поездок коллектива, вести переговоры и составлять документы на гранты. Нескромно было бы сказать, что у меня все везде получается так же хорошо, как в моей настоящей первой профессии певицы, но дорогу осилит идущий. Я считаю, что при большом желании можно всему научиться, и я не боюсь учиться. Традиционный вопрос о творческих планах? Я фонтанирую идеями, и очень бы хотелось, чтобы они реализовались. В МАМТ я буду участвовать в постановке оперы "Норма" с Хиблой Герзмавой в заглавной партии. В Большом театре состоятся две серии показов спектакля "Маддалена" С.Прокофьева, где я исполняю заглавную партию Маддалены. С МДТ "ANTE" у нас намечены две постановки, но пока я не буду раскрывать все карты, скажу лишь, что это музыкально-драматический спектакль в постановке Владимира Мизайловича Аленикова и оперный спектакль в постановке Виктории Агарковой. Сейчас мы совместно с Домом-музеем Станиславского ведём переговоры о запуске цикла тематических концертов, где будет звучать камерная музыка разных композиторов и, конечно, это все будет обрамлено интересной подачей музыкального материала.