Марис Янсонс – 80 лет со дня рождения

14 января 2023 исполнилось бы 80 лет великому дирижеру Марису Янсонсу (1943-2019). В этот день в Мариинском-2 – в память о Марисе Янсонсе – прозвучит «Пиковая дама» (режиссер-постановщик – Алексей Степанюк, музыкальный руководитель и дирижер – Валерий Гергиев).

Марис Янсонс неоднократно стоял за пультом симфонического оркестра Мариинского театра. В разные годы с маэстро Янсонсом работали многие солисты «Мариинки», в частности, Ольга Бородина, Алексей Марков, Татьяна Сержан, Владислав Сулимский, Станислав Трофимов, Роман Бурденко, Татьяна Павловская, Михаил Петренко. Дочь Мариса Янсонса (Илона) и две его внучки (Анастасия и Мария) работают в Мариинском театре. Стоит напомнить и о том, что в Ленинграде Марис Янсонс жил с 13 лет (отец, дирижер Арвид Янсонс, перевез семью из Риги в 1956), учился в ССМШ при Ленинградской консерватории (на скрипке – у Григория Гинзбурга, на альте – у Абрама Сосина, факультативно – у хорового дирижера Владимира Шипулина), затем в самой консерватории (у В. Г. Шипулина – на факультете хорового дирижирования, у Николая Рабиновича – на факультете оперно-симфонического дирижирования). В 1971, после победы в Конкурсе Герберта фон Караяна, был приглашен Евгением Мравинским в оркестр Ленинградской филармонии: сперва – стажером. В 1973 Марис Янсонс занял в «оркестре Мравинского» должность дирижера-ассистента, а в 1985 стал вторым дирижером Заслуженного коллектива (здесь – внушительный список концертов Мариса Янсонса на сцене Ленинградской / Петербургской филармонии). «Марис Янсонс останется в истории и в памяти музыкантов как великий представитель великой Ленинградской – Санкт-Петербургской дирижерской школы, продолжатель традиций своих учителей и старших друзей: Мравинского, Мусина, Зандерлинга, Рабиновича, Элиасберга, своего отца Арвида Янсонса. Марис Янсонс останется в памяти и в истории дирижерского искусства как совесть профессии, ее этический эталон. Человек и музыкант высочайшей культуры и интеллигентности. Символ художественной и профессиональной честности и стойкости. Идеал музыканта, артиста, творца. Столп, атлант той культуры, которую олицетворяли великие мастера далекого и недавнего прошлого. В наш век бешеных скоростей, преимущественного онлайн-общения, погони за количеством в ущерб качеству, облегченного отношения к профессии, свойственного, в том числе, и многим музыкантам, жизнь и искусство Мариса Янсонса, его интерпретации – пример вдумчивости, сердечности, благородства, тонкости, душевности, огромной воли и силы духа. Наверное, ему были известны какие-то глубинные тайны как дирижерского ремесла, так и устройства мира, неведомые другим. Исключительно принципиальный и щепетильный во всем, что касается творчества и отношений между людьми, человек и художник, Янсонс своим искусством символизировал противостояние халтуре, мимолетности, неразборчивости, нетребовательности, “целям, оправдывающим средства”. Марис Янсонс был первым советским дирижером, возглавившим ведущие, а затем и лучшие оркестры Европы и мира. У него были многочисленные звания, награды, в том числе и советские, и российские. Но главной наградой для него была удовлетворенность результатом собственного труда. Как-то в интервью “МО” он вспомнил слова своего отца: “Лучше дать на один хороший концерт меньше, чем на один плохой больше”. <…> Марис Янсонс с особым участием и заботливым вниманием, деликатно и трепетно относился к другу своей юности, одному из основателей “Музыкального обозрения” Петру Меркурьеву. Они были ровесниками, оба родились в 1943. Познакомились в середине 50-х, когда Янсонсы переехали из Риги в Ленинград, и дружили более полувека. Отношения с Петром оказали влияние и на расположение Мариса Янсонса к нашей газете. В разные годы, когда нам было трудно, Марис всегда спрашивал, чем помочь, а иногда и помогал деньгами. Его отношение всегда шло от сердца, он как никто умел выстроить эту связь, протянуть эту нить от сердца к сердцу. Осознание того, что Маэстро Янсонса больше нет с нами, внушает определенные опасения. Его присутствие в нашем мире, его человеческая, художественная, профессиональная, этическая позиция всегда служила некой опорой; убеждала в том, что маэстро, его талант, его деятельность, его отношение к творчеству и есть мерило искусства. Кому теперь, без него, держать эту космическую планку?» (Из текста главного редактора «Музыкального обозрения» Андрея Устинова памяти Мариса Янсонса)

«МО»

Памяти Мариса Янсонса «МО »№ 7 (463) 2020

Марис Янсонс: «Ничего лучше нет, чем дирижировать оперой». Всемирно известный дирижер — в эксклюзивном интервью «Музыкальному обозрению» «МО» № 12 (421) 2017

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях ВКонтакте Телеграм

Запись Марис Янсонс – 80 лет со дня рождения впервые появилась Музыкальное обозрение.