Войти в почту

Неразгибаемый сакс или джаз по-русски

Организаторы проекта: Российский национальный Музей музыки, Фонд инновационного развития культуры, образования, науки (ФИРКОН) при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Президентского фонда культурных инициатив в партнёрстве с Фондом Игоря Бутмана, Центром исследования джаза (г. Ярославль), Фондом Алексея Козлова, Фирмой Мелодия, Джаз Арт Клубом, интернет-порталом "Джаз.ру". Экспозиция, посвященная 100-летнему юбилею российского джаза, яркими цифрами солидной даты при входе призывно вводит посетителя в атмосферу джазового мира с русским акцентом. "У самовара Лёня с своим джазом" написано на самоваре Леонида Осиповича Утёсова. Выгравирована дата 14 января 1934 года. В 1934-м вышла первая полнометражная музыкальная комедия "Весёлые ребята" с Утёсовым в главной роли и его джаз-оркестром в саундтреке. Она стала абсолютно культовой советской кинолентой. В оформлении событийной хроники становления национальной версии заокеанского искусства этот факт создателями выставки выделен как весьма показательный. Со старых афиш взирают патриархи отечественного искусства импровизации и авторы первых произведений оригинального советского джазового репертуара – сам Леонид Осипович, Александр Цфасман, Исаак Дунаевский. Историческая преамбула открывает основные залы экспозиционного пространства. Начало русской джазовой истории было положено поэтом Валентином Парнахом, который не играл, а... танцевал что-то вроде джаза. Вернувшись из "городу Парижу" с грампластинками, нотами, инструментами, танцор-эксцентрик устроил первый джазовый концерт в Москве 1 октября 1922 года, дав отсчет новой эре. Фото энтузиаста и его стихи красуются на стене. Неведомый доселе вид искусства пустил корни на плодотворной русской почве. К слову, Парнах, будучи служителем поэтического слова, написал первые статьи о джазе на русском языке, введя в обращение само написание "джаз" от английского jazz. Выставка поделена на три части в соответствии с этапами нелегкого восхождения джаза на российский музыкальный олимп. Ранний этап – Эпоха первопроходцев: начало истории – включает 1922-1948 годы. Второму этапу предшествовал трудный период с 1948 по 1955 год, который Утёсов иронично назвал "эпохой разгибания саксофонов". Недолго музыка играла, джаз был задвинут на периферию культурной жизни СССР, джазовые оркестры были расформированы, исполнители маскировались под эстрадных артистов. Второе поколение советского джаза пришло с хрущевской оттепелью, и саксофон стал практически символом периода зрелости "поколения физиков". Это были выходцы из научно-технической среды, которые на слух осваивали западное искусство джаза. Профессиональных музыкантов среди них было мало из-за отсутствия государственной системы музыкального образования. Но ничто не помешало искусству полёта импровизации мощно пойти в гору. Даром полёта, по словам Андрея Товмасяна, самым весовым и безошибочным признаком подлинного величия джазмена, обладали значимые личности эстрадно-джазового искусства – Олег Лундстрем, Георгий Гаранян, Алексей Козлов. 70-е годы – время официального признания равноправия джаза с академическим и фольклорным искусством. Джазовые фестивали расцветали пышным букетом на территории всего Советского Союза. Посетителям выставки выдают наушники. На небольших мониторах идет трансляция концертов того времени, можно послушать известные записи. Но джазовой музыке в нашей стране опять встретилось жестокое препятствие, заставившее её уйти на еле слышимое диминуэндо. Распад СССР чуть не уничтожил бренд "советский джаз". Наконец, новейшая история российского джаза в лице нашего "верховного" саксофониста Игоря Бутмана и его фестиваля "Триумф джаза" логически утвердил джаз на музыкальном олимпе России. В 2022 году фестиваль прошел в 22-й раз. На имитации большой грампластинки, помещенной на стене за ударной джазовой установкой барабанов, будто на звуковых дорожках, нанесены все знаковые имена личностей, выпестовавших советско-российский джаз. Первым стоит имя Валентина Парнаха, с другой стороны ряда значится трубач Вадим Эйленкриг. На одной из витрин выставлены книги и грампластинки, рассказывающие о зарубежных звездах джаза, посетивших СССР. Мне посчастливилось побывать на концертах квартета Дэйва Брубека в 90-х. Легендарную композицию "Take five" я слушала в исполнении автора. В рамках выставки для желающих и меломанов проходит цикл лекций "Про100джаз". Автор и ведущий цикла – Николай Богайчук, продюсер, издатель и коллекционер. Нынешний концертный сезон продолжает чествование 100-летнего юбиляра, нашего отечественного джаза.

Неразгибаемый сакс или джаз по-русски
© Ревизор.ru