На урок в кино: кинотеатры предложили показывать школьникам обучающие фильмы

Кинотеатры предложили проводить уроки литературы и патриотического воспитания в кино. Как пишет ТАСС, Ассоциация владельцев кинотеатров обратилась в Минкультуры с предложением просубсидировать бесплатные показы обучающих фильмов для школьников. Такие уроки стали бы дополнением к школьной программе. Поддержка правительства также помогла бы кинотеатрам, которые находятся в кризисе еще со времен пандемии. По словам представителя ассоциации Алексея Воронкова, программа «Нескучные уроки» уже отработана в регионах с 2017 по 2020 годы. Но сейчас кинотеатры ничего не предлагали: Минкульт сам обратился к ним за идеями после указа президента о необходимости унифицировать понятие «духовно-нравственные ценности». И бизнес предложил уже готовый вариант. Говорит член совета Ассоциации владельцев кинотеатров Алексей Воронков:

На урок в кино: кинотеатры предложили показывать школьникам обучающие фильмы
© BFM.RU

— Министерство культуры обратилось к нам и спросило: «Есть ли у вас какие-нибудь идеи по этой истории?» И вот только в ответ на это обращение мы послали в Минкульт свое предложение, опять же, по программе, которая у нас проработана уже была тестово в 2018-2020 годах. Какое решение в итоге принял Минкульт, потому что там стояла дата, кажется, до 1 декабря представить обратно ответ от министерства культуры, вошло ли в это итоговое предложение наше предложение или министерство культуры что-то свое придумало, я вам комментировать не готов, не знаю. Кинотеатры самостоятельно доставали фильмы: исторические фильмы, допустим, от компании «Стар Медиа», старые художественные ленты, научные фильмы про космос, про биологию. Школьники приходили в кинотеатр, скажем, на 99% на бесплатной основе. Были некоторые фильмы в 3D-формате про космос, за которые приходилось очень дорого платить, и кинотеатры были вынуждены продавать билеты по 100 рублей в будни. Три-четыре дня в неделю кинотеатр предоставлял один-два своих зала для школьных программ. Приходили учителя, приводили своих школьников, смотрели этот материал, и какая-то часть урока проходила именно в кинотеатре.

— Речь о каких фильмах идет? То есть это патриотические фильмы, которые сейчас массово начинают спонсировать?

— Нет, не совсем. Смотрите, есть золотая коллекция русской классики, которая была давно уже утверждена министерством культуры, — это фильмы советского периода, исторические фильмы. Потом, например, у «Стар Медиа», и мы писали им письма и просили их дать нам разрешение несколько фильмов показывать на бесплатной основе — Великая Отечественная война, война 1812 года. Мы показывали часть курса про Романовых, про Рюриковичей — это невоенные фильмы современного периода. Это большой пласт российско-советского прошлого, который ни у кого не должен вызывать вопросов.

В последнее время поступает много инициатив по переработке именно школьного образования в рамках развития духовно-нравственных ценностей. Так, например, в Госдуме обсуждаются поправки о введении в школах уроков трудового воспитания. А готовы ли сами учителя посреди учебного дня вести целый класс в кинотеатр? И не пойдет ли это в ущерб основной образовательной программе? Эти вопросы Business FM задала педагогам:

Бывший учитель, автор телеграм-канала об образовании «Здравствуйте, Кирилл Александрович»:

«Естественно, как и во всех остальных выездных мероприятиях, вся материальная ответственность лежит на учителе, и по форме это ничем не будет отличаться от того же самого посещения музея. Учитель вместе, возможно, с какими-нибудь родителями будет организованно идти до ближайшего кинотеатра, и дополнительной нагрузки для учителей, скорее всего, не будет, потому что школы уже давно научились распределять по часам так, чтобы сами сотрудники школы не оставались в обиде за то, что они свое время тратят не на проведение уроков. То есть, по сути, это тоже одна из форм обучения, и методики этого обучения уже давно отработаны как раз таки на примере с посещением театров и музеев. Форма классная, идея классная, но тут очень важный вопрос стоит — какие фильмы будут показывать и какие именно знания будут получать ученики? Учитель на своем уроке полностью отвечает за содержание урока. А по приходе в кинотеатр по разнарядке, потому что у нас есть бюджетные деньги, которые мы должны тратить, потому что нам так сказали, может оказаться так, что польза от тех видеоматериалов, видеоуроков, которые будут показывать в кинотеатре, будет гораздо меньше, и по содержанию может быть беднее, чем тот урок, который подготовит учитель по данной теме. Мне сразу вспоминается, что это уроки по Столыпину, когда в середине года, вне зависимости от того, какой это класс, какая у них тема, мы берем и 40 минут тратим на «столыпинские реформы», когда мы даже не говорили еще о Столыпине в курсе школьной истории».

Учитель начальной школы София Усачева:

«Придется переделывать расписание не одного класса, а даже больше чем параллели, потому что классный руководитель или учитель литературы, который должен будет вывести класс, задействован и в других уроках, и придется все это переделывать. Мы уже это обсуждали с коллегами, пока у нас вызывает некие опасения такая возможность, потому что все-таки наши дети еще не настолько приучены работать вне школьного помещения, вне кабинета. Для них кинотеатры — это все-таки больше развлечение, чем уроки. Ну, вот вы представляете, стаканчики из-под попкорна и кока-колы, хотя, наверное, так нельзя говорить, из-под лимонада, порванные обивки. Владельцы кинотеатров скорее потеряют при этом, чем что-то наживут. Просто фильмы, даже если они учебные или соответствуют планам уроков литературы и патриотического воспитания, можно посмотреть и в классе, в кабинете, в школе, потому что сейчас все кабинеты оборудованы неплохой техникой, где можно все это посмотреть и обсудить с детьми».

Как рассказал Business FM представитель Ассоциации владельцев кинотеатров Алексей Воронков, в ноябре 2019 года в рамках программы «Нескучные уроки» один из кинотеатров Башкирии посетили 3 тысячи школьников за месяц. И ущерба залам от подростков не больше чем от обычных зрителей, отметил он.